Выездной туризм продолжит рост, но туроператоров ждет кризис

Выездной туризм продолжит рост, но туроператоров ждет кризис

По итогам прошлого года рынок выездного туризма вырос примерно на 8%. Всего, по информации Ассоциации туроператоров, в 2018 г из России на отдых и деловые поездки направилось около 44,7 млн человек.
Потребительский рынок / Борис Соловьев 19 Май 2019, 14:10
Выездной туризм продолжит рост, но туроператоров ждет кризис

На первый взгляд, динамика кажется неплохой, но это значительно меньше почти 36% роста в предыдущем, 2017 году, когда многим казалось, что внутрироссийский кризис пройден, и можно активнее расходовать оставшиеся сбережения на отдых. И, по предварительным прогнозам, прирост числа отдыхающих за рубежом в этом году будет на уровне прошлого года.

Информация о том, где предпочитают отдыхать россияне, разнится. По данным Ассоциации туроператоров, за 8 месяцев прошлого года 4,2 млн граждан нашей страны провели отпуск в Турции. На втором месте – курорты России с показателем 2,5 млн организованных туристов. Но многие аналитики ставят во главу списка Россию с ее южными регионами. Однако такое расхождение вызвано разными методиками оценки турпотока, в том числе включением или не включением в рейтинг неорганизованных туристов, бронирующих гостиницы самостоятельно.

Турция манит

Как и в прошлом году, основной выездной поток летом этого года будет сосредоточен на турецких курортах. Главное объяснение этому – относительная дешевизна данного направления, вызванная, прежде всего, сильной девальвацией турецкой лиры при наличии в стране отлично развитой туристической инфраструктуры.

В период с января по сентябрь прошлого года турецкая лира обвалилась к доллару почти на 70%, что привело к соответственному снижению долларовых цен в стране. Правда, с осени прошлого года наметилось укрепление лиры, но данная тенденция продолжалась не долго, вплоть до января 2019 года. Затем лира вновь начала слабеть, и есть все основания полагать, что эта тенденция продолжится в ближайшие месяцы. На прошлой неделе за доллар давали около 6,06 лир, против пиковых 6,9 лир в августе прошлого года и 3,8 лир в январе 2018 года.

Поэтому турецкие курорты останутся лучшими по соотношение цена-качество в массовом бюджетном сегменте, даже по сравнению с российским югом. Да и тем, кто любит совмещать отдых с шоппингом Турция также будет интересна. Привлекательна она и для корпоративных мероприятий.

«Мы ежегодно проводим 3–4-дневные слеты руководителей наших региональных филиалов, и в этом году остановились на 4-звездочной гостинице в Анталии, – рассказал «Финансовой Газете» генеральный директор одной из московских финансовых компаний. – Даже с учетом перелета и того, что мы не особо заранее бронировали места, Турция оказалась намного дешевле подмосковных отелей с их более худшим сервисом, не говоря уж про Сочи».

Однако рост спроса на турецкие курорты, причем не только со стороны россиян, но и граждан Германии, Польши и Украины, уже привел к росту цен. Так, по данным Ассоциации туроператоров, уже сейчас цены на раннее бронирование выросли на 10–30%. При этом эксперты Ассоциации отмечают изменение потребительского поведения наших туристов – сокращение продолжительности отдыха, выбор более дешевых отелей и снижение спроса на самые дорогие курортные месяцы: июль, август и сентябрь.

Если тенденция удорожания Турции будет продолжена, то часть «турецкого маршрута» отберут Кипр и Греция, где цены пока выше, но уровень сервиса находится на схожем уровне. По этим направлениям эксперты отмечают даже незначительное удешевление раннего бронирования по сравнению с прошлым годом.

Рынок ждет кризис

Несмотря на, казалось бы, столь благоприятную картину, многие аналитики ждут кризиса рынка туроператоров в нынешнем году. По мнению Ассоциации туроператоров России, с рынка в этом году уйдут порядка 20% туристических компаний. Основная причина этого – продолжающееся падение доходов населения. «В наиболее уязвимом положении окажутся мелкие и средние компании, работающие на массовых туроператорских направлениях (Турция, Тунис, Греция, ОАЭ, Таиланд и пр.). При этом роль крупных игроков на туроператорском рынке возрастет: этому будет способствовать диверсифицированность их бизнеса, широкий продуктовый портфель, технологические решения и наличие собственных финансовых резервов», отмечается в документах Ассоциации.

Еще год назад председатель совета директоров «ИННА ТУР» Инна Бельтюкова в интервью порталу finam.ru отмечала: «Бизнес классических туроператоров устойчиво превращается в зону убыточности, низкая доходность туроператорской деятельности не позволяет балансировать риски, связанные с перепроизводством турпродукта. Идет значительное сокращение объема чартерных и блок-чартерных перевозок. Многие туроператоры полностью отказались от производства оптового турпродукта, уступив позиции немногочисленным лидерам рынка. Сохранили заметные позиции только те, кто имеет собственные авиакомпании или эксклюзивные условия на перевозку от системообразующего партнера-перевозчика, заинтересованного в долгосрочных отношениях». Ее слова актуальны и по сей день.

Клиент уходит в интернет

На сокращение доходов туроператоров сильно повлиял и уход наиболее платежеспособной части клиентов в Интернет. В последнее время появляется все больше и больше онлайн сервисов по бронированию номеров в отелях. Причем зачастую такие порталы предоставляют более выгодные условия проживание, нежели турфирмы, поскольку им не надо содержать дорогостоящий персонал, офис, иметь резерв денежных средств и отчислять страховые платежи.

С точки зрения отдыхающего, самостоятельное бронирование или даже полная оплата номера в понравившемся отеле не только выгоднее финансово, но и более безопасна, поскольку из данной цепочки исчезает риск неоплаты места проживания туроператором из-за его банкротства или попросту мошенничества. 

Однако при самостоятельном планировании отдыха следует учитывать, что, как правило, билеты на регулярные рейсы авиакомпаний существенно дороже, нежели на чартерные перевозки. Частично решить эту проблему можно ранней покупкой авиабилетов, либо использованием различных льгот, которые предоставляют авиакомпании своим постоянным клиентам.

Кстати, авиаперевозчики в последнее время стали предлагать собственные сервисы по подбору необходимого пассажиру места проживания. Более того, на рынок онлайн-туруслуг начали выходить крупные финансовые холдинги. Не исключено, что в скором времени они предпримут шаги по интегрированию в свою систему сначала средних, а потом и более крупных туроператоров.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться