Россияне экономят на новогоднем столе ради подарков

Россияне экономят на новогоднем столе ради подарков

Первыми рано утром 1 января встают дети. Они бегут к елке и вскрывают под ней адресованные им подарки. Позже пробуждаются их родители и именно там ищут свои сюрпризы. В каждой семье своя традиция, но то, что смена календаря связана с ожиданием чуда и надеждой на светлое будущее, – неоспоримая аксиома.
Потребительский рынок / 11 Янв 2020, 14:00
Россияне экономят на новогоднем столе ради подарков

Непопулярный смартфон

То, что могло порадовать совет-ского школьника, современному сейчас – никак не понять. Плюшевый Чебурашка, энциклопедический словарь на папирусной бумаге, новые санки на алюминиевых полозьях или уж из совсем продвинутых (по тем временам 1980-х) – игра «Электроника 24-01» по цене 25 рублей, где волк (персонаж из мультфильма «Ну, погоди!») ловит корзиной куриные яйца, набирая тем самым заветные очки.

Предметом особой гордости была пластиковая упаковка из-под сладкого подарка, полученного на елке в Кремле или Доме Союзов, в форме Спасской башни, Царь-колокола, ключа, Деда Мороза и др. Из года в год ее использовали в качестве украшения, подсвечивая гирляндами.

Сейчас весь этот новогодний винтаж советских времен продается и покупается на онлайн-площадках, а цена зависит от степени сохранности предмета и его редкости. Так, стоимость фигурки Деда Мороза, изготовленной из ваты, папье-маше или гипса, начинается от 1000–1200 рублей и может достигать 50 тысяч.

А теперь рассмотрим, какие подарки россияне положат под елку-2020 своим родным и близким. Согласно исследованию консалтинговой компании Deloitte, 46% наших сограждан получат кондитерские изделия, включая шоколад, столько же – косметику и парфюмерию, а 30% – конвертик с деньгами. А еще в пятерку самых популярных презентов входят подарочные сертификаты и продукты питания – 22% и 18% соответственно. В топ-10 также книги, носимые трегеры и билеты на различные мероприятия. Только 13% счастливчиков станут обладателями новых смартфонов и мобильных телефонов.

Подарок вместо оливье

А еще аналитики Deloitte заметили отличительную особенность этого года по сравнению с предыдущими: впервые за 5 лет траты россиян на подарки превысят расходы на праздничный стол. Так, бюджет наступающего Нового года обойдется в среднем в 19 300 рублей. Из этой суммы 46% пойдет на подарки, а 43% – на еду и напитки, то есть 8900 и 8300 рублей соответственно.

Надо сказать, что в прошлом году соотношение было в пользу праздничного стола (47%), а не презентов (42%), да и цены тогда были другими: в первом случае 7900 рублей, а во втором – 7000. Налицо рост обеих статей расходов, и на этом фоне россияне отдают предпочтение подаркам, а не пышному столу. Впрочем, подобный подход и у европейцев, которые тратят на них около половины праздничного бюджета.

Заметим, что сейчас по сравнению с советскими временами отношение к пышному застолью совсем другое. Тогда продукты для новогодней «корзины», а именно копченую колбасу, красную рыбу, икру, шпроты, венгерскую курицу, баночную ветчину, коробки с шоколадным ассорти не покупали, а «доставали» по причине их дефицита. А за мандаринами в магазинах «Овощи-Фрукты» выстраивались длинные очереди. Выручали заказы, которые реализовывались на предприятиях. Их содержимое приберегали к праздникам, так что богатый стол на Новый год был своеобразным трендом того времени. Ведь как встретишь его, так и проведешь.

Сейчас продукты из новогоднего списка доступны круглый год и былого пиетета не вызывают, были бы деньги. И хотя по привычке Росстат регулярно подсчитывает индекс «оливье» и «селедки под шубой», все больше россиян отказываются от салатов в пользу легких закусок, овощей и фруктов, а горячее и вовсе не готовят.

Подобный сдвиг в сторону подарков заметили и в ВЦИОМе. Только у них получились другие цифры: 4203 рубля и 3912 рублей на еду, но тренд в принципе ясен. Отчасти его можно объяснить и ростом среди россиян числа сторонников здорового образа жизни, которые не хотят переедать на праздниках. Плюс ко всему молодое поколение предпочитает обильной трапезе под телевизор поездку в центр города, где есть на что посмотреть и на фоне чего «сфоткаться».

Кстати, опросы показали уж совсем что-то новенькое: 17% наших сограждан вообще не собираются дарить никаких презентов, а 31% отказались бы от их получения. Это говорит о более рациональном и прагматичном подходе к тра-те денег. Праздники закончатся, а ЖКХ, транспорт и повседневный продуктовый набор надо будет оплачивать уже в январе.

Идеи для бизнеса

А пока тех, кто дарит подарки на Новый год, большинство, отечественный бизнес может на них рассчитывать, принимая во внимание современные тренды и запросы потребителей. Например, можно организовать производство вязаной праздничной атрибутики: елочных шаров, подарочных мешочков, чехлов для бутылок, подушек и даже календарей. Хотя корпоративные подарки сейчас вроде бы ушли в прошлое, тем не менее почему бы не вручить партнеру по бизнесу вязаный джемпер или шапку с логотипом своей компании. Нестандартно и с выдумкой. Или же возьмем сувениры из войлока и фетра: все те же елочные игрушки, футляры под кружки и бутылки. Спрос на такую продукцию есть, соответственно, и бизнес предлагает широкую линейку решений.

С подарочной индустрией тесно связана смежная область – упаковочная. В тренде экостиль и лаконизм, поэтому особо актуальны сейчас крафтовая бумага и джутовые бечевки. Можно самим завернуть подарок или же обратиться к профессиональным дизайнерам, которые также предлагают свои услуги на рынке.

И наконец, если есть фантазия, креатив и желание творить, можно организовать свое дело не выходя из дома. Новогодняя атрибутика в стиле hand made (сделанное свои-ми руками) сейчас также очень актуальна. Ее можно не только дарить своим друзьям и знакомым, но и продавать через интернет.

Новогодний подарок важно не только приобрести, грамотно упаковать, но и доставить в срок своему будущему владельцу. Тогда на помощь приходит курьерская служба. И это тоже бизнес, спрос на который накануне Нового года вырастает в разы.

И конечно же, наступает пора активизации стационарной розницы и онлайн-площадок, где разворачивается настоящая битва за покупателя, ценой, ассортиментом и качеством. Под таким напором трудно устоять, и потребитель начинает действовать спонтанно, приобретая порой ненужное. Так, накануне 2019 года россияне перетратили порядка 1400 рублей из запланированного осенью новогоднего бюджета.

И в результате, согласно опросам, более 70% респондентов признались в бесполезности получаемых новогодних подарков, а 9% из них приходится передаривать. Так что покупателю сейчас в магазине необходимо «включать» голову, а также прислушаться к рейтингу самых нежелательных даров, к которым относятся сувениры, символ года, весы, мыло, календарь, станок для бритья и электрическая бритва. В список «изгоев» попал даже биткоин.

Итак, россияне стали меньше тратить на праздничный стол, а больше на подарки. Правда, большинство считают их бесполезными. Тут как раз мог бы вмешаться бизнес, предложив свои нестандартные и креативные варианты. Именно в этом ключе и должна развиваться индустрия новогодних подарков.

 

САМЫЕ БЕСПОЛЕЗНЫЕ

Подарок – непременный «атрибут» любого праздника. И конечно же, Нового года. Он поднимает настроение, радует, удивляет, но вместе с тем расстраивает, вызывает недоумение. И даже может ухудшить отношение с человеком, которому презент предназначается.

Согласно опросам Hi-Tech Mail.ru 70% россиян считают: новогодний подарок должен быть непременно практичным. И вместе с тем 71% респондент признаются в их бесполезности. При этом 9% все ненужное всегда передаривают.

Чтобы не попасть впросак, подробнее остановимся на списке самых нежелательных даров. Итак, 57% опрошенных не хотели бы получать новогодние сувениры и символы года. И это понятно, ведь мода следовать китайскому календарю идет еще с советских времен. Трудно себе представить, сколько у наших сограждан скопилось разнообразных крыс, лошадей, змей, свинок и прочих фигурок. Идем далее. Для 52% нежелательными подарками являются мягкие игрушки и весы – 49%, мыло с календарями и станок для бритья – по 48%. Невостребованными оказались также массажный коврик, набор косметики, полотенце и даже биткоин.

В сегменте электроники также есть свой антирейтинг, возглавляемый электрической бритвой (48%). Соотечественники больше не хотят получать на Новый год игровую консоль, музыкальные колонки, электронную книгу, навигатор, экшн-камеру, видеокамеру, робота-пылесоса и наушники с фотоаппаратом.

И, пожалуй, чемпионом по нелепости следует назвать пижаму 52 размера, которую получила в качестве новогоднего подарка одна моя знакомая изящного 44-го. Вот уж точно кто-то опростоволосился!

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться