Как заработать на COVID-19

Пандемия одним сулит запредельные убытки или даже банкротство, а другим – невероятную сверхприбыль. Стригут купоны от всепланетарной беды сейчас многие отрасли во всех своих звеньях – от производителей до торговцев. Остановимся на некоторых из них, которым коронавирус оказался только во благо.
Потребительский рынок / 22 Мар 2020, 10:10
Как заработать на COVID-19

Французы закупают гречку

Россияне внимательно следили за происходящим в мире шопинг-бумом, спровоцированным COVID-19. В топах продаж – туалетная бумага, санитайзеры, медицинские маски, продукты длительных сроков хранения. Причем каждая страна демонстрировала еще и свою специфику. Так, американцы активно скупали оружие, испугавшись, что из-за эпидемии их некому будет защищать. Не забыли они и про продукты. Cвои любимые бобы и кукурузу. Голландцы выстроились в длинные очереди за марихуаной, запасая ее впрок. А французы в свой стратегический набор добавили нашу гречку, опустошая русские магазинчики. Наверное, выходцы из России рассказали им о питательной ценности этой крупы и длительном сроке ее хранения. Казалось, что нас эта паника уж точно не коснется. Еще в пятницу, 13 марта, в столичных супермаркетах было все спокойно, на магазинных полках царило привычное изобилие.

И вот на следующий день москвичи дрогнули и по примеру европейцев бросились закупать продовольствие и сопутствующие товары впрок. В топах – туалетная бумага, дезинфицирующие средства, крупы во главе с гречкой, макароны, соль, сахар, яйца, консервы, подсолнечное масло. И далее – по списку. Логистика ритейлеров не справлялась с возросшим спросом, поэтому некоторое время полки оставались полупустыми, что психологически вынуждало брать другой товар. Стоя в очереди с наполненными доверху тележками, покупатели шутили: «Как перед войной».

Но уже к среде здравый смысл возобладал, все успокоились. Как говорится, на всю жизнь не напасешься. Плюс надо еще оплачивать ЖКХ за февраль, а денег из-за паники уже и так перетрачено изрядно. Торговые сети оперативно отреагировали на ажиотаж, переписав ценники на ряд товаров. Так, в Москве сахар подорожал на 5 руб., яйца «подскочили» с 60 руб. до 91 руб. за десяток, гречка превысила 100 руб. Самое демократичное мясо – курятина пока держится на прежнем уровне. Бакалея почти на 100% нашего производства, и по идее она дорожать не должна, но на деле все происходит по-другому.

И хотя антимонопольщики регулярно проводят мониторинг цен на социально значимые товары, включая продовольствие, к каждой торговой точке контролера ведь не приставишь. Вот ритейлеры этим и воспользовались. Другое дело – продукция с импортосоставляющими ингредиентами. Тут уж можно развернуться по полной, объясняя рост цен в данном сегменте падением рубля, что, в общем-то, логично.

Дезинфекция от Dior

От эпидемии необходимо чем-то защищаться. Спрос на медицинские маски, респираторы, антивирусные препараты (хотя они в случае коронавируса бесполезны), антисептические средства (гели, влажные салфетки, мыло), костюмы химической защиты возрос в десятки раз, а по некоторым позициям – даже в сотни. И тут не обошлось без злоупотреблений. Цена на одну маску в рознице превысила 50 руб. А ведь ее надо менять каждые два часа! ФАС России возбуждает уже третье дело по признакам картельного сговора на рынке их продаж. Однако по-прежнему в столичных аптеках их нет. Даже по заоблачным ценам.

В погоне за антисептическими средствами потребитель покупает, в общем-то, «пустышки», так как большинство таких гелей, влажных салфеток и жидкого мыла не содержит спирта. Производитель же честно пишет: против бактерий и микробов. Как известно, чтобы противостоять вирусу, необходимо его содержание в средстве не менее 70%. Так что в данном случае речь идет скорее не о реальной защите от COVID-19, а о психологической. Так или иначе отечественный рынок испытывает дефицит как антибактериальных, так и спиртосодержащих средств.

Впрочем, подобная ситуация складывается и во Франции, которую решили улучшить парфюмеры. Заводы около Орлеана, Бове и Шартре, на которых производили духи Christian Dior, Givenchy и Guerlain, стали выпускать водно-спиртовой гель для дезинфекции рук. Причем работать в таком режиме предприятия будут до тех пор, пока дефицит антисептика в стране не будет устранен. Заметим, что концерн LVMH, которому принадлежат эти три завода, будет передавать новую продукцию французскому здравоохранению абсолютно бесплатно. Что, несомненно, скажется на лояльности его состоятельной клиентуры. Напомним, что данная компания является мировым лидером на рынке предметов роскоши и объединяет 75 брендов одежды, косметики, ювелирных изделий и прочих товаров.

Для самоизолированных и удаленных

COVID-19 вмешался и в привычный режим работы и учебы россиян. Многие переходят на удаленку, включая школьников. Сознательные граждане, вернувшиеся из неблагополучных по коронавирусу стран, самоизолируются на две недели. Не стоит забывать, что в Россию возвращаются еще 100 тысяч соотечественников, которые также сядут на домашний карантин. Пожилые люди – в зоне риска, им из дома тоже лучше не выходить.

Таким образом, еще один сегмент рынка – доставка на дом сейчас растет опережающими темпами. Спрос на курьеров возрос почти на 40%, и их зарплата, соответственно, уже поднялась на 20%, да и это еще не предел. Работодатели отдают предпочтение тем, кто передвигается на велосипедах или самокатах, так как они способны выполнить больше заказов, чем «пешеходы». Изменился и способ общения клиентов с курьером. Заказчик оплачивает онлайн и просит оставить покупки у двери, чтобы не контактировать с ним.

Как сообщает сервис доставки товаров из продовольственных сетевых магазинов iGooods, только за неделю спрос на данную услугу в Москве и Петербурге возрос в 3–4 раза. Да и в регионах эти службы активно работают или же находятся в стадии внедрения местными торговыми сетями.

Из-за коронавируса в плачевном положении оказались рестораны и кафе. Даже несмотря на то что этот бизнес соблюдает все повышенные меры по гигиене, их оборот только в марте упал в среднем на 60%. Чтобы хоть как-то спасти положение, рестораторы спешно подключаются к сервисам служб доставки, а те, используя момент, просят за свою услугу запредельные проценты от стоимости заказа.

Коронавирус также вносит изменения и в законодательство. Буквально на днях аптекам разрешили торговать безрецептурными лекарствами онлайн. Своей очереди теперь ждет алкоголь. Напомним, что с 2007 года онлайн-продажа спиртного в России официально запрещена.

И еще один сегмент рынка подскочил в связи с коронавирусом. Возрос спрос на услуги нянь, гувернанток, домашних учителей и репетиторов. Так, московским школьникам предстоит в ближайшие три недели дистанционная учеба, однако не все сервисы еще готовы к такому режиму, а проходить программу и дополнительно заниматься надо, особенно тем, кому предстоят ОГЭ и ЕГЭ.

Как будет развиваться ситуация с коронавирусом в России,пока трудно сказать, жизнь покажет. На фоне падающей нефти и рубля он оказался более чем некстати. Что теперь поделаешь? Когда-нибудь он все-таки отступит.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подписки необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться