Пять направлений экономического прорыва

Пять направлений экономического прорыва

Экономических и инвестиционных форумов в России становится все больше. Пожалуй, по этому показателю мы явно опережаем другие страны. Они не только являются удобными площадками для формальных и неформальных встреч, переговоров, заключения контрактов, в том числе для гостей, не готовых афишировать свое участие в условиях санкционного режима, но и местом, где власти предпочитают определять прорывные общегосударственные цели.
Российская экономика / Константин Смирнов 16 Фев 2019, 21:00
Пять направлений экономического прорыва

Российский инвестиционный форум в Сочи (РИФ) курирует премьер Дмитрий Медведев. На РИФ-2019 Медведев поставил перед чиновниками, губернаторами и бизнесом задачи по реализации национальных проектов.

Начал он с перевода слова «проект» – с латыни «продвижение вперед». Именно такая задача и поставлена президентом перед правительством. Далее – сплошные сакральные цифры: 9 национальных целей, 12 национальных проектов плюс модернизация магистральной инфраструктуры, 76 бюджетных федеральных программ (подробнее см. стр. 4). Все они, по мнению Медведева, складываются самым логичным образом в некую «матрицу» или «каркас», на базе которой всем и предстоит работать в ближайшие шесть лет.

Вектор развития при этом определяется не в привычных макроэкономических показателях (ВВП, инфляция, производительность труда, экспорт, динамика валютного курса, торгового и платежного балансов, внедрение инноваций, особенно цифровых), а множеством конкретных ориентиров, интересных большинству населения. 

Например, глава правительства напомнил подчиненным, что придется ежегодно строить более 1,5 млн новых квартир и 300 тыс. новых индивидуальных домов (120 млн кв. метров), возводить 40 детских больниц, сдавать в эксплуатацию 230 тыс. новых мест в школах, 245 детских технопарков. 

И еще: ремонтировать по 40 тыс. км дорог в регионах, столько же – в крупных городах и их пригородах, реконструировать по 50 аэродромов. Ликвидировать городские свалки и, наоборот, создавать научные центры мирового уровня. Всего и не перечислишь. Но реализация всего разношерстного комплекса целей будет жестко контролироваться и правительством и лично премьером. И ответственность установят самую серьезную.

Однако Дмитрий Медведев не остановился только на перечислении национальных проектов. Не менее, если не более, актуальным стало представление пяти направлений обновленной экономической политики.

Как сделать рост ВВП заметным

Дмитрий Медведев на Сочинском форуме дал противоречивую оценку российской экономике. С одной стороны, у нас все хорошо: три года подряд растет ВВП, выделены беспрецедентные объемы госинвестиций на национальные проекты. Финансовые рынки, банковская система в целом стабильны, внешний долг сократился в прошлом году еще на $60 млрд. Сохраняются положительными торговый и платежный балансы. Профицит федерального бюджета – 2,7% ВВП. Международные резервы увеличились в прошлом году на $43 млрд.

Инфляция в начале года, правда, достигла 5%. Но правительство рассчитывает, что уже через год она вернется к целевому уровню в 4%.

Эти результаты позитивно оценивают международные эксперты. Все три мировых рейтинговых агентства признают устойчивость российской экономики. А это, как подчеркнул Медведев, «весомый аргумент для инвесторов».

Но с другой, неблагоприятные факторы никуда не исчезли: торговые войны, рост протекционизма и ухудшение условий мировой торговли, замедление глобальной экономики, резкие изменения цен на нефть. Постоянная угроза расширения санкций, которые провоцируют отток капитала, темпы роста инвестиций в основной капитал остаются ниже целевых значений. И, главное – экономический рост просто никем не ощущается – настолько он, видимо, мало заметен и качественно нестабилен. По расчетам министра экономического развития Максима Орешкина, если рост промышленности в прошлом году составил 3%, то увеличение производства добавленной стоимости не превысило 1%–1,5%.

Задача правительства – закрепить положительные тенденции и нивелировать отрицательные. Для чего премьер предложил осуществить прорывы по пяти направлениям.

Первый. Сформировать экономическую среду, которая стимулирует деловую активность и рост инвестиций. Бюджетная, налоговая, тарифная политика, отраслевое регулирование должны быть настроены так, чтобы помогать бизнесу. Сократить сроки и затраты на подключение к сетям, перейти к предоставлению государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительства в электронной форме, более широко внедрять цифровые технологии, упростить экспортные процедуры.

Речь идет и о том, чтобы отсечь все избыточные и устаревшие контрольно-надзорные требования при помощи «правовой гильотины» (ранее на Гайдаровском форуме Медведев назвал это устройство для казни «регуляторной») не позднее 1 февраля 2020 года.

Второй. Обеспечить участие делового сообщества в реализации нацпроектов. Оно уже подключились к этому процессу – заявлена почти тысяча проектных инициатив на 76 трлн руб., 250 из них – это уже инвестиционные предложения, общий объем – порядка 12 трлн руб. Сферы разные – от строительства газохимических комплексов и мусоросжигательных заводов до создания российских программных продуктов с элементами искусственного интеллекта.

Третий. Ускорить темпы роста инвестиций, повысив до 25% их долю в ВВП. Уточнить механизм предоставления субсидий в промышленности и сельском хозяйстве с точки зрения их влияния на инвестиционный процесс, включая смежные отрасли. Для этого использовать методику «инвестиционного мультипликатора».

Четвертый прорыв – внедрение механизма специальных инвестиционных контрактов, который создает условия для вложения денег в высокотехнологичные секторы. Планируется внесение изменений в Налоговый кодекс, включая применение льготы по налогу на прибыль.

И, наконец, пятая прорывная управленческая технология – специальные административные районы. Это, как утверждает Дмитрий Медведев, фактически «территории привилегий», где для инвесторов создан особый режим налогообложения, валютного регулирования, предусмотрены другие льготы. Таких районов пока два: остров Октябрьский в Калининграде и остров Русский во Владивостоке. Именно в этих юрисдикциях готовы перерегистрироваться многие офшорные структуры. В правительстве намерены распространить этот опыт и на другие российские территории.

Обеспечат ли эти прорывы общую победу российской экономики над медленными темпами роста и технологической отсталостью, покажут ближайшие шесть лет. Но уже сейчас необходимо привлечь внимание к тому, что многие правительственные меры и те же нацпроекты построены по ошибочному принципу и не могут, в частности, обеспечить одну из главных целей развития – опережающий качественный рост производительности труда.

Как подсчитать производительность труда

Минэкономразвития приняло новую методику расчета производительности труда, которая основывается на данных ФНС. Она рассчитывается как добавленная стоимость, поделенная на количество рабочих мест. При расчете добавленной стоимости учитывается сумма прибыли, оплата труда работников и страховых взносов.

По мнению уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, новая методика демонстрирует, что в последние годы производительность труда в России «претерпела обвальное падение». В 2017 году выработка добавленной стоимости на одно рабочее место снизилась на 41% по сравнению с 2014-м. А всего за время продолжающейся стагнации российская экономика потеряла 43 трлн руб. добавленной стоимости в текущих ценах.

Расчеты показывают, что сырьевая зависимость экономики никуда не делась. Наибольшая производительность труда у нас именно в сырьевых отраслях. Второй лидер по этому показателю – торговля. А обрабатывающие производства только на 5-м месте, да и то наилучшие показатели все у тех же отраслей, которые связаны с обработкой сырья: производство нефтепродуктов, металлургия и химическая промышленность.

Производство машин и оборудования по выработке добавленной стоимости на одно рабочее место стоит на одном из последних мест, вместе с легкой промышленностью. Если в отстающих отраслях обрабатывающего сектора увеличить этот показатель на 10%, то это может принести экономике дополнительно 6 трлн руб. Тогда и появится, как уверен Титов, возможность выйти на темпы роста ВВП не ниже среднемировых.

В целом же, по мнению Анны Кокоревой, замдиректора информационно-аналитического центра Альпари, «успех в реализации национальных проектов, несмотря на грамотные шаги правительства, хоть и болезненные для населения, будет зависеть от того, как будут меняться внешние условия и цены на ресурсы. Усиление геополитической напряженности, дальнейшая изоляция России в сочетании с низкими ценами на нефть могут подорвать планы властей». Но если же ситуация будет развиваться в позитивном ключе, то все проекты будут реализованы в установленные сроки.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться