Правительство России внесло в Госдуму ряд законопроектов для развития в стране инвестиционной деятельности

Правительство России внесло в Госдуму ряд законопроектов для развития в стране инвестиционной деятельности

Инвестиционного права в России не существует, сказал член Международного коммерческого арбитражного суда доктор юридических наук Олег Гутников на прошедшей в Москве в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ конференции «Инвестиции в национальном и международном праве: соотношение частных и публичных интересов». Он добавил, что есть комплексная отрасль инвестиционного законодательства, которая в настоящее время далека от совершенства.
Правительство России внесло в Госдуму ряд законопроектов для развития в стране инвестиционной деятельности

Основы для инвестиций

До сих пор базовым и первым по времени инвестиционным законом является закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 1991 года. «Но сегодня в условиях современной рыночной экономики – это нонсенс», – сказал Гутников и отметил, что наравне с этим законом действует множество актов, которые носят бессистемный и хаотичный характер и не связаны между собой.

Безусловно, любое государство заинтересовано в привлечении инвестиций и проводит собственную политику, в которой учитываются прежде всего интересы данного государства и уже в последнюю очередь интересы инвесторов.

Российская Федерация здесь не исключение, поэтому в последнее время на уровне государственной политики предпринимается очень много усилий для привлечения иностранных инвестиций, внутренних инвестиций, для развития экономики.

По словам Гутникова, в январе 2019 года была принята очередная дорожная карта трансформации делового климата и план мероприятий, где определены политические установки на создание благоприятной деловой среды для ведения бизнеса и для привлечения инвестиций.

Как понимается термин «инвестиции»

В этих условиях, по мнению члена международного арбитража, нужно ответить на несколько вопросов. Первый: что такое инвестиционное право и какие у него предмет и метод регулирования? Второй: из чего оно состоит и какая система актов туда входит? И третий вопрос: какие тенденции его развития, какие из них нужно поддержать, а какие признать неверными и скорректировать?

В традиционном понимании инвестиции – это некое вложение имущественных объектов и объектов гражданского права (не только денежных средств) в некие инвестиционные проекты и основанные на началах риска для получения прибыли или дохода. «У нас инвестиционное законодательство не ограничивается целью получения прибыли: там еще содержится оговорка о достижении иного полезного эффекта или социально полезного результата», – подчеркнул Гутников.

При этом он добавил, что, к сожалению, об этой оговорке все очень часто забывают, сводя инвестиционное право к направленным на извлечение прибыли от вложения инвестиций актам. А при таком подходе инвестиционное законодательство отождествляется с общим законодательством о предпринимательской деятельности.

Однако инвестиционная деятельность – это не только извлечение прибыли, но и получение нового полезного эффекта, говорит Гутников. Здесь и социальные проекты, и социальные обязательства государства с его публично-правовыми функциями, о которых оно должно задумываться при вложении инвестиций в те или иные сферы. Экономический эффект сам по себе не должен ставиться во главу угла во всех без исключения случаях.

Инвестиционная деятельность развивается сама по себе. Частный бизнес вкладывает средства в те проекты, которые привлекательны, а государство ограничивается ролью ночного сторожа и создает только благоприятные условия во всех отраслях законодательства для привлечения инвестиций.

В современном мире, отмечает Гутников, государство либо должно активно участвовать в инвестиционных процессах, направляя собственные средства в приоритетные сферы, либо должно заботиться о создании общего благоприятного инвестиционного режима. А частный бизнес сам разберется, куда ему вкладывать деньги, если будут благоприятные условия для инвестиционной деятельности.

Только в слаборазвитых странах существуют общие инвестиционные законы, подчеркнул Гутников, добавив, что государства с сильной экономикой в первую очередь озабочены не предоставлением льгот и преференций, а созданием общего благоприятного режима для инвестиций.

О формах инвестиционной деятельности

В свою очередь, глава корпорации ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отметил, что любая инвестиционная деятельность не только в России, но и в странах с крупнейшей экономикой сегодня базируется на продвижении частно-государственного партнерства.

«Сейчас корпорация ВЭБ.РФ под руководством правительства и администрации президента берет на себя роль продвижения всех правовых инструментов частно-государственного партнерства и того, что бы на его базе инвестиционная деятельность была более привлекательной и работала значительно активнее», – сказал Шувалов.

По его словам, пятерка стран с крупнейшей экономикой в мире не стоят на месте. «Они свое законодательство постоянно совершенствуют. А спор – общие институты или частные развивать, он постоянный», – отметил глава ВЭБ.РФ.

Самые привлекательные с инвестиционной точки зрения юрисдикции – это Сингапур, Гонконг и Новая Зеландия, то есть небольшие страны, добившиеся в последние десятилетия огромных результатов. В них частное решение или частное законодательство развивается очень быстрыми темпами.

«Когда говорят о том, что Россия не Сингапур и не Новая Зеландия, но при этом огромная страна с различной традицией по правоприменению, можно сказать, что мы обладаем очень разными элементами культуры, в том числе в правовом поведении, и не учитывать это было бы глупо и не правильно», – подчеркнул глава госкорпорации.

Центральный банк постоянно показывает, что свободных денежных средств на счетах коммерческих банков свыше 30 трлн руб. и они не востребованы экономикой, как реальные экономические инвестиционные процессы. Поэтому сегодня, в отличие от конца 80-х годов, речь идет не о привлечении иностранных инвестиций, а о создании инвестиционных режимов, которые будут одинаково удовлетворять потребности отечественного и зарубежного инвестора, подчеркнул Шувалов.

«Здесь никаких преференций, здесь уже далеко не законодательство о разделе продукции – это совершенно другие нормы, при построении которых нужно помнить, что, принимая инвестиции и давая возможность своим инвесторам вкладывать деньги, государство должно прокладывать для наших инвестиций дорогу в зарубежные юрисдикции. Нужно поощрять и давать возможности всем экспортным проектам в широком смысле выходить на зарубежные рынки и быть там защищенными», – подчеркнул Игорь Шувалов.

Смыслы нового закона

В подготовленном правительством законопроекте «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» заложен определенный импульс для применения в инвестиционных проектах накопленных в достаточном объеме средств. «Ну и чтобы зарубежные инвесторы чувствовали себя в достаточной степени защищенными», – подчеркнул Шувалов.

Этот законопроект в Госдуме претерпит определенные изменения в процессе обсуждения, но это новый кодекс инвестиционной деятельности, который даст российскому инвестору определенные сигналы и институты защиты, а зарубежным инвесторам в совокупности с нормами международного права высокую степень защищенности.

Однако, по мнению заместителя министра финансов Андрея Иванова, для экономического роста недостаточно только государственного ресурса. По его словам, важна предпринимательская инициатива, но не только как замысел, идея и не как акционерный заем из офшорной юрисдикции или привлеченные финансы под залог каких-то активов, а как собственные средства организации, которые внесены инвестором в капитал компании, реализующей инвестиционный проект на территории России.

Поэтому важно, чтобы инвесторы и предприниматели были уверены в предсказуемости условий и в том, что они не повлияют на срок окупаемости проекта. Такого рода гарантия зависит не только от предпринимательской эффективности, но и от последовательности и неизменности связанных с деятельностью правительства условий, которые напрямую касаются тех или других инвест проектов.

Новый метод

Данный законопроект направлен в первую очередь на то, чтобы с одной стороны обеспечить эту стабильность условий, а с другой – ее защитить, подчеркнул Иванов. Поэтому, по его словам, законопроект предлагает заключать соглашение между инвестором и государством, по которому предприниматель принимает на себя обязательства по осуществлению инвестиционной деятельности в определенном объеме в обязательно новом проекте на территории России. «А государство обязуется не создавать никаких заградительных условий и никаких препятствий для инвестора. При этом законопроект предлагает заявительный порядок формирования такого соглашения», – отметил замминистра.

То есть если инвестор предлагает новую инициативу на территории России с инвестициями от 1,5 млрд руб. на уровне федеральных проектов, то у государства нет оснований отказать в заключении такого рода соглашения.

При этом государство, отмечает Иванов, обязуется не принимать в отношении проекта, который защищен этим соглашением, изменяющиеся условия во вновь принимаемых правовых актах в сфере налогообложения, земельного права, сертификации, стандартизации и технического регулирования.

«Для отдельных проектов, по которым инвестиции от 10 млрд руб., законопроект также предлагает защиту от изменения ряда других норм законодательства, прежде всего тарифного регулирования, налоговых платежей и таможенных пошлин», – подчеркнул Иванов.

Законопроект не говорит, что инвестор отвечает за реализацию проекта – наоборот, создает ему возможность с момента заключения такого соглашения быть с юридической точки зрения убежденным в том, что условия не изменятся.

Также этот законопроект вводит общий инвестиционный режим для неограниченного круга предпринимателей, который вне зависимости от того новый проект или действующий дает им возможность адаптироваться к изменяющимся условиям действующего законодательства, рассказал замминистра.

В частности предусмотрено отложение на 3 года вступления в силу тех правовых актов, которые затрагивают ведение предпринимательской деятельности, в том числе в законодательстве о налогах и сборах.

Российское законодательство подлежит систематизации, в нем есть еще много нерешенных вопросов о государственном участии в инновационной деятельности, о публичных инвестиционных проектах, о принципах участия государства в этих проектах и т.д. И нужно решать эти вопросы так, чтобы не поколебать уже реализуемые инвестпроекты, а с другой стороны, избежать дефрагментации законодательства и при этом достичь цели максимального привлечения частных инвестиций и формирования партнерства государства и инвестора.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться