Банки делают добровольные запросы клиентов в БКИ обязательными

Банки делают добровольные запросы клиентов в БКИ обязательными

Требование банка при оформлении клиентом-физическим лицом вклада или дебетовой карты о согласии на запрос его кредитной истории в БКИ становится чуть ли повсеместной практикой финансовых организаций.
Банки / Павел Еськов 10 Июл 2019, 19:00
Банки делают добровольные запросы клиентов в БКИ обязательными

Как указывают журналисты газеты «Коммерсантъ», при этом порой это условие является обязательным для получения доступа к банковским продуктам без использования кредитных средств. Впрочем, как свидетельствуют жалобы на форуме banki.ru, нередки случаи, когда согласие берется даже без ведома клиента.

Так, в частности, как говорится в одном из сообщений, в банке ФК «Открытие» оформляющим вклад выдается анкета с уже заполненными галочками на согласие передачи данных в БКИ. Если же клиент требует галочку снять, в открытии счета или вклада банк отказывает.

Схожая ситуация в Почта-банке, где согласие на запрос данных в БКИ уже включено в заявку на оформление дебетовой карты.

При оформлении дебетовой карты в Альфа-банке клиент ставит подпись лишь на расписке в получении пластика, хотя, как выяснилось, согласие на запрос его данных в БКИ он, сам того не ведая, дает банку еще в момент оставления заявки на дебетовую карту. Похожие жалобы есть и на Райффайзенбанк.

В «Открытии» журналистам объяснили, что согласие берется для того, чтобы иметь возможность впоследствии предложить клиентам кастомизированные кредитные продукты в соответствии с их финансовой историей и риск-профилем, указав, что подписывать его не вынуждают и от него можно отказаться «в индивидуальном порядке».

В «Альфе» же сослались на то, что согласие предусмотрено размещенным на сайте договором о комплексном банковском обслуживании, с которым до получения дебетовой карты или оформления вклада клиент может ознакомиться. Кстати, в банке утверждают, что и без согласия на запрос в БКИ откроют вклад или выдадут дебетовую карту, а согласие «можно отозвать, обратившись в отделение».

В Почта-банке также отметили, что согласие предусмотрено в заявлении, что действует оно 6 месяцев, а клиент имеет право его отозвать. В Райффайзенбанке комментировать ситуацию отказались.

Подобный подход банков беспокоит клиентов по двум причинам. Во-первых, они не хотят, чтобы их беспокоили с предложениями кредитных продуктов.

Но важнее и тот факт, что множественные запросы в БКИ влияют на скоринговый балл, характеризующий качество заемщика. Подтверждают это и в БКИ.

«Если к кредитной истории человека обращались более 12 банков в год без предложения кредитных продуктов, то скоринговый балл снижается. Если же запросов было много за короткий промежуток времени – допустим, пять-шесть в течение недели, то это может быть сигналом о недобросовестности клиента», – указали в Объединенной кредитном бюро (ОКБ).

Правда, в Альфа-банке заверили, что предоставление клиентом согласия банку на его скоринговый балл не влияет.

Но как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что согласие на запрос кредитной истории со стороны клиента должно быть осознанным и добровольным.

«Согласие на запрос сведений в БКИ – процесс добровольный, и банк не может принуждать клиента. Равно как и согласие клиент вправе отозвать в любой момент. Кроме того, клиент вправе запросить финансовую организацию – давал ли он такое согласие банку и когда», – отмечает заместитель председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Сергей Королев.

Впрочем, принуждение банковских клиентов к согласию на запросы в БКИ при оформлении продуктов, не имеющих кредитной составляющей, пока не слишком беспокоит Центробанк. Там сообщили, что предлагают вводить прямой запрет на безусловное согласие лишь в отношении платных дополнительных услуг, тогда как согласие на получение кредитором кредитного отчета гражданина таковым не является.

Вместе с тем представители регулятора признали, что согласие должно даваться «исключительно на добровольной основе».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться