Правительство в IV квартале резко увеличило бюджетные расходы

Правительство в IV квартале резко увеличило бюджетные расходы

На этой неделе завершаются сразу два ключевых бюджетных процесса. Во вторник, 19 ноября, в Госдуме пройдут оба вторых чтения соответственно законопроекта о внесении изменений и дополнений в бюджет 2019 года и проекта бюджета-2020–2022.
Бюджет / 16 Ноя 2019, 10:00
Правительство в IV квартале резко увеличило бюджетные расходы

Третьи чтения запланированы уже на 21 ноября. После чего оба документа приобретут статусы законов. Останется только подождать одобрения их в Совете Федерации и подписания президентом. Вряд ли эти процессы затянутся – ожидается, что окончательно принятие будущего бюджета и корректировка действующего завершатся к середине декабря. Председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров ранее подчеркивал, что синхронизация рассмотрения и одобрения главных финансовых актов была предпринята специально, с целью избежать появления разрывов при исполнении бюджетных росписей. Однако полностью исключить нестыковки не удалось. В ходе обсуждения поправок в бюджет-2019 Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения бюджета за январь–октябрь этого года. При сравнении с Оперативным анализом Счетной палаты РФ за январь–сентябрь выясняется, что в октябре правительству пришлось в 1,5 раза нарастить бюджетные расходы по сравнению со средними значениями всех предшествующих 9 месяцев. Кроме того, есть противоречия между реальным профицитом и заложенным в бюджет-2019.

Счетная палата предупреждает

В опубликованном в начале ноября Оперативном анализе исполнения федерального бюджета за первые 9 месяцев указывается, что общий объем доходов составил 15,0334 трлн руб., что составило 74,5% от прогнозируемого на весь этот год. Данный показатель превысил прошлогодний сразу на 1,0473 трлн руб., или на 7,5%. Столь быстрый рост доходов, как и предсказывали многие эксперты, получился прежде всего за счет повышения ставки НДС с 18% до 20%. Так, дополнительный сбор НДС в январе–сентябре превысил 791 млрд руб. Кроме того, НДПИ собрали на 318,3 млрд руб. Значительно выросли поступления в казну по налогу на прибыль и доходам от уплаты дивидендов по госакциям. Существенное падение зафиксировано лишь по вывозным таможенным пошлинам. Но это во многом связано с внедрением налогового маневра в нефтяной отрасли – повышение ставки НДПИ сопровождается снижением экспортной пошлины.

Следовало ожидать, что значительное повышение доходной части федерального бюджета приведет и к росту расходной. Но это не произошло.

По расчетам Счетной палаты, в январе–сентябре 2019 года «уровень исполнения расходов является достаточно низким и составляет 62,9% показателя сводной росписи с изменениями». А это самый низкий уровень за последние 9 лет. В предыдущие годы (даже кризисные 2015–2016-е) расходы в аналогичный период колебались, как правило, в коридоре от 67% до 69% от запланированного на год.

Наиболее низкий уровень, как и в аналогичном периоде 2018 года, отмечается по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Общегосударственные вопросы», «Культура, кинематография», «Национальная экономика», «Физическая культура и спорт». Особо необходимо отметить недофинансирование экономики. Получается, что 20% ВВП собирается в федеральный бюджет (еще примерно столько же аккумулируется в региональных бюджетах и внебюджетных фондах), но необходимые затраты на экономический рост в должном объеме не производятся. Стоит ли удивляться, что в I квартале увеличение ВВП в годовом выражении составило всего лишь 0,5%. В начале года бюджетные расходы особенно заметно отстают от плановых. Во II – 0,9%. И лишь в III квартале, по предварительным данным Росстата, рост ускорился до 1,7% годовых. Однако успех в предыдущем квартале, как прогнозируют в Минэкономразвития, все не позволит по итогам всего года выйти за 1,3%.

В Счетной палате подсчитали, что «с учетом оценки Минфином России ожидаемого исполнения расходов за 2019 год (19,3 трлн руб.)» объем расходов в IV квартале составит 7,3 трлн руб., или 37,7% от ожидаемого годового объема. А это на 1,2 трлн руб. выше расходов в аналогичном периоде 2018 года. (6,1 трлн руб., или 35%). Здесь, впрочем, необходимо сравнить данные Счетной палаты с показателями Минфина.

После первого чтения в Госдуме законопроекта о внесении изменений в закон о бюджете 2019 года, которое прошло 13 ноября, годовые расходы были увеличены почти на 200 млрд руб. и достигли 18,489 млрд руб. Что более чем на 500 млрд руб. меньше расчетов Счетной палаты. Правда, в ходе второго чтения 19 ноября расходная часть бюджета-2019 может быть немного увеличена. Но вряд ли существенно. Разница цифр, по-видимому, объясняется тем, что в течение года бюджетная роспись правится несколько раз, в том числе и из-за отставания в кассовом исполнении расходов.

Но тем не менее Счетная палата предупреждает, что риски неисполнения расходов в полном объеме остаются серьезными. В результате в существенной мере вырастут по сравнению с прошлым годом остатки неиспользованных средств федерального бюджета. А это является сдерживающим фактором для ускорения экономического роста. Деньги в экономику в конечном итоге поступят. Но с большим опозданием, так как их перевод на другой год потребует новых дополнительных правительственных постановлений и изменений в бюджете-2020.

На самом низком уровне (менее 40%) исполнены расходы по 5 главным распорядителям бюджета: Минкомсвязи – 16,1%, Ростуризму – 29,9%, ФАДН – 34,9%, Росавиации – 37,9% и «Роскосмосу» – 38,8%.

По данным Счетной палаты, расходы на реализацию нацпроектов и Комплексного плана развития инфраструктуры (52,1%) на 10,8 процентного пункта (п.п.) ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета. На низком уровне (менее 40%) исполнены расходы по 3 нацпроектам и Комплексному плану. Не осуществлялись расходы по 6 из 72 федеральных проектов.

Но особо сложная ситуация сложилась с госфинансированием Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). По информации Минфина, расходы на эту программу составили лишь 38,7% показателя сводной росписи, что на 5,4 п.п. ниже, чем на 1 октября 2018 года. В результате на 1 октября 2019 года, по данным Росстата, введено в эксплуатацию 25 объектов ФАИП, или лишь 6,4% объектов, подлежащих вводу, что значительно меньше, чем за аналогичный период 2018 года (41 объект, или 9,2%). По данным Счетной палаты, отсутствуют кассовые расходы на ФАИП по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В Счетной палате обеспокоены тем, что итоги реализации ФАИП свидетельствуют о дальнейшем снижении «уровня исполнения расходов и ввода объектов в эксплуатацию». Законным образом возникает вопрос об эффективности ФАИП. Количество несданных объектов растет год от года, соответственно, омертвляются сотни миллиардов бюджетных рублей.

Минфин отвечает

Однако неожиданным образом в октябре ситуация с бюджетными расходами заметно улучшилась. Согласно данным предварительной оценки исполнения бюджета уже за 10 месяцев этого года, несколько дней назад опубликованным Минфином, расходы доросли к 1 ноября до 13,598 трлн. руб., или до 74,3% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному законом. Или до 71% от сводной бюджетной росписи с учетом нескольких поправок. Соответственно, доходная часть составила 16, 669 трлн. руб., или 82,6% к общему объему доходов федерального бюджета.

Таким образом, расходы в октябре росли более чем повышенными темпами – плюс 11,4% от всего годового бюджета. Тогда как ранее (в январе–сентябре) расходы в среднем доходили едва до 7% от года. Если такие темпы сохранятся в ноябре–декабре, то бюджетный план будет практически выполнен. До получателей не дойдет лишь 2–3% расходов. Однако остается вопрос о том, смогут ли бюджетополучатели в полной мере реализовать поступившие под конец года госсредства. Есть опасность их недостаточно эффективного использования. А значит, и проблема ускорения роста ВВП также не будет решена в окончательном варианте. Слишком медленное освоение бюджетных средств препятствует, как известно, экономическому росту. Между тем правительственные прогнозы о «прыжке» в три и более процентов роста в 2021–2022 годах основаны именно на существенном ускорении бюджетных расходов, особенно на реализацию нацпроектов.

Кроме того, остается проблема соответствия запланированного в бюджете профицита и его реального наполнения. В отчете Счетной палаты утверждается, что профицит за первые 9 месяцев года составил 2,985 трлн руб. Или 2,7% от утвержденного в бюджете-2019 объема ВВП. Однако в законе о бюджете стоит цифра в 1,881 трлн руб. (1,7% ВВП). По данным Минфина на 1 ноября, профицит превысил 3 трлн руб. Между тем согласно последним поправкам в бюджет-2019 профицит должен снизиться вообще до 1,4% ВВП (1,48 трлн руб.). Произойти это должно за счет снижения запланированных ранее доходов и опережающего роста расходов.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться