Цифра в белом халате

ТОП-10 11 Сен 2016, 08:07
Цифра в белом халате

Цифровой диагноз

Электронные сервисы, онлайн-консультации, запись на прием через интернет и наличие электронной амбулаторной карты — вот то, что может помочь медицинским компаниям идти в ногу со временем. Одной только квалификации врача современному пациенту уже недостаточно: необходимо, чтобы доступ к информации и медицинским услугам был максимально упрощен. А самым простым и доступным каналом коммуникации в наше время является интернет.

К сожалению, медики из развивающихся стран пока считают развитие «цифрового здравоохранения» сложным и дорогостоящим процессом. А ведь именно современные технологии могут стать их главным преимуществом в конкурентной борьбе.

«Использование новых моделей цифрового здравоохранения могло бы помочь развивающимся рынкам опередить развитые страны. Поставщикам медицинских услуг необходимо освоить цифровые технологии, иначе они рискуют остаться далеко позади конкурентов. Проведенный PwC анализ ситуации на рынке цифровых услуг в развивающихся странах показал, что, в связи с тем что зачастую внедрение традиционных цифровых моделей медицинских услуг является слишком дорогостоящим, новые более доступные цифровые модели здравоохранения постепенно завоевывают развивающиеся рынки, которые обладают потенциалом, способным повысить доступность, безопасность и качество таких услуг», — говорится в материалах исследования.

Азия стареет, богатея

Анализ ситуации в мировом здравоохранении показал, что уже в ближайшем будущем развивающиеся страны рискуют столкнуться с серьезными проблемами. Так, по данным PwC, в ближайшие десятилетия население Индонезии вырастет на 40%, Индии — на 46%, Малайзии — на 50%, а Филиппин — на 65%. И существующие системы здравоохранения в их нынешнем виде не справятся с таким наплывом потенциальных пациентов. Расходы на здравоохранение на развивающихся рынках будут увеличиваться буквально в геометрической прогрессии, ведь в условиях, когда наблюдается рост доходов наравне с ростом численности среднего класса, люди начинают больше тратить на свое медобслуживание. И, разумеется, хотят за свои деньги получать только качественные услуги.

Окончание на стр. 13 èДаже в России потребители уже не являются пассивными пациентами, что уж говорить об азиатских странах, которые, в отличие от нас, переживают сейчас не экономический кризис, а экономический бум. Люди все чаще интересуются процессом оказания услуг, хотят, чтобы их лечили с помощью новых технологий и как можно полнее информировали о состоянии здоровья, о применяемых методиках и их последствиях.

Закономерным итогом такого неравнодушия к собственному здоровью становится увеличение средней продолжительности жизни. Так, по данным PwC, во Вьетнаме доля пожилых людей к 2050 г. вырастет с нынешних 7% до 21%, а в Таиланде — с 10% до 30%.

Как уверяют исследователи, теперь для развивающихся рынков более распространенными становятся не инфекционные болезни, как раньше, а хронические, такие как диабет, сердечно-сосудистые заболевания и рак. Это приводит к возрастанию нагрузки на системы здравоохранения, которым в таких государствах и без того приходится нелегко из-за слаборазвитой инфраструктуры и острой нехватки ресурсов. К примеру, если в 2012 г. в Индонезии диабетики составляли 3,4% населения страны, то к 2030 г. их доля увеличится до 8,6%. Примерно такое же будущее ожидает и Малайзию: там число заболевших диабетом вырастет с 3,5% до 8,5% жителей. Уже сейчас Азия — мировой рекордсмен по числу носителей этого заболевания: из 370 млн человек, которым поставлен такой диагноз, почти 200 млн — жители азиатских стран.

Дешевые варианты

Эксперты предлагают единственный выход из складывающейся ситуации — уже сейчас озаботиться оптимизацией процессов в здравоохранении в целом и в отдельных медицинских организациях в частности. Приобретение, внедрение и техническая поддержка традиционных цифровых решений в здравоохранении, например, таких как электронные медицинские карты, которые уже повсеместно используются в развитых странах, требуют огромных капиталовложений, и поэтому сейчас эти технологии не очень популярны на развивающихся рынках. Но существуют так называемые нетрадиционные решения, которые позволяют вести электронные медицинские карты на базе облачных технологий или на основе свободного доступа. По мысли исследователей, такие методы могут помочь развивающимся рынкам оцифровать эти услуги с минимальным привлечением средств. Для получения оптимального результата помимо систем электронных карт в здравоохранении также можно внедрять приложения, позволяющие оказывать дистанционные и мобильные медицинские услуги, а также выписывать электронные рецепты.

«Цифровое здравоохранение может существенно повысить эффективность работы организации, что в свою очередь создаст преимущества как с точки зрения успешности лечения, так и в сфере доходов. Если уровень расходов станет доступным, цифровое здравоохранение может оказаться ответом на стремление развивающихся стран обеспечить свое устойчивое развитие и помочь им опередить развитые страны, гарантируя качество, доступность и универсальность медицинских услуг, ориентированных на потребности пациентов, — считает Дэвид Маккиринг, партнер консультационной практики PwC в Юго-Восточной Азии. — Хорошие новости заключаются в том, что на рынке, наконец, появляются новые доступные решения. По мере все более заметного проникновения в нашу жизнь интернета и смартфонов существующая технологическая инфраструктура будет способствовать развитию инновационных решений, предназначенных для оказания медицинских услуг».

В ряде развивающихся стран уже можно найти примеры распространения данной тенденции. На Филиппинах в государственных медицинских учреждениях внедрена общедоступная система электронных медицинских карт под названием CHITS. Эта система работает на основе открытого кода. С ее помощью врачам удалось оптимизировать время приема пациентов, так как CHITS позволяет гораздо быстрее загружать медицинские документы. Кроме того, система настолько проста в использовании, что ею поручили пользоваться младшему медперсоналу. Медсестры быстро находят все нужные истории болезней и таким образом освобождают врачей от лишней волокиты. По данным PwC, в Малайзии и на Филиппинах государственные и частные больницы активно внедряют подобные облачные решения, доказавшие свою результативность и эффективность.

«Не надо быть пациентом, чтобы почувствовать выгоды, создаваемые цифровым здравоохранением. Профилактика болезней и оказание медицинских услуг там, где раньше это было невозможно, в частности в поликлиниках, снижение потребности во врачах, медицинском персонале, а также в больничных койках и самих больницах — все это поможет сократить общую нагрузку на правительства по финансированию системы здравоохранения в развивающихся странах, высвобождая средства для поддержки других важных областей экономики. Цифровое здравоохранение выгодно всей стране», — уверен Дэвид Вийератне, руководитель Центра PwC по исследованию растущих рынков.

Новая эра

Но «цифровое здравоохранение» — это не только технологии. Это новый способ решения проблем в сфере здравоохранения, новые методы обслуживания пациентов и развитие деятельности поставщиков медицинских услуг. Если компании или государства решат делать ставку на развитие новых технологий в медицинском обслуживании, то в итоге им придется фактически реформировать эту отрасль, в том числе и для того, чтобы обеспечить населению доступ к услугам в новом формате. Появившиеся цифровые технологии уже не исчезнут, и тем клиникам, которые к технологической революции пока не готовы, придется смириться с новым статусом аутсайдеров и наблюдать, как их более продвинутые конкуренты стремительно выигрывают в борьбе за клиентов.

«Больницы и поставщики медицинских услуг, которые не смогут приспособиться к новым условиям, рискуют потерять часть выручки, поскольку потребители обратятся к другим организациям, где их жизненные потребности будут удовлетворены. Больницы и поставщики медицинских услуг должны подумать о том, как они будут интегрировать и подключать уже существующие системы к новым цифровым технологиям, а также объединять информацию, скрытую внутри этих систем, для выработки полноценных и полезных знаний, необходимых тем, кто работает в системе здравоохранения. В новой цифровой эре здравоохранения медицинские услуги, базирующиеся на цифровых решениях, уже не будут просто удобными, они станут основным условием ведения бизнеса», — поясняет Дэвид Маккиринг.

Чтобы добиться успеха, поставщикам и администраторам медицинских услуг придется разработать стратегии с применением технологий в интересах и на благо всех сторон, сформировать модели оказания медицинских услуг именно пациентам, а не терпеливым страждущим, приходящим в их медицинские центры, резюмируют эксперты PwC. И в новых условиях победителями станут те компании, которые четко осознают необходимость технологической эволюции и всю перспективность внедрения новых систем, включая работу с большими массивами данных, которые позволят вывести медицину на новый уровень.

Юлия Земцова

Расходы на здравоохранени

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться