Как устроен экотуризм: лучшие примеры из мировой практики

Как устроен экотуризм: лучшие примеры из мировой практики

13 Декабря 2017
<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><i><b>Как и почему «работает» экологический туризм</b></i></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><span style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman", serif;">Экотуризм имеет все шансы стать «новыми нанотехнологиями»: на растущем туристическом рынке все четче прослеживается интерес ко всему необычному, связанному с новыми впечатлениями. Параллельно осознанное потребление проникает во все новые сферы жизни, в том числе и в отдых. Экотуризм стал точкой встречи этих тенденций. В России лишь единицы знают, как по каким законам он может строиться и развиваться. Разберем это на примере лучших мировых практик.</span></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">По данным Всемирной туристической организации, 10-20% современного туристического рынка приходится на экотуризм, и эта цифра продолжает расти. Экотуризм прочно ассоциируется с долгими пешими прогулками с рюкзаком в условиях относительного самообеспечения. «Эко», отделяющее его от обычного отдыха среди достопримечательностей, подчеркивает, что турист посещает территории, относительно нетронутые человеком. А значит, использует тропы вместо дорог, передвигается преимущественно пешком и по минимуму – на транспортных средствах, останавливается в гостевых домах, приютах и кемпингах вместо сетевых отелей, ест то, что выросло в огороде или собрано в дикой природе, проявляет интерес к обычаям народов, традиционно живущих в этой местности.</font></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;">
  <br />
</p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><b>Что это такое</b></font></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Arial, serif"><font style="font-size: 10pt;">Термин «Экотуризм» был официально использован на одной из конференций мексиканским экологом Эктором Себальосом-Ласкурайном в первой половине 80-х годов XX в. Он отражал идею гармонии между рекреацией и экологией и приобрел большую популярность.</font></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Arial, serif"><font style="font-size: 10pt;">Одним из вариантов этого определения является экотуризм как активная форма рекреации, основанная на рациональном использовании природных благ. Он предполагает отказ от культа комфорта, массовых коммуникаций, доступности и потребления все более многочисленных туристических благ (в отличие например от </font></font></font><a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQQVZybTBYMjgwTVNIbnFQUFp3dmdBV0lpQUx6WUZMTkxwTlgxQm9OTXR3cUJmaEZyVkVqY2JOU0VrNXo3dWpvd0NzRjlvZGVjYVhLUEU0N0xaM0lVNTJ2TFJZZXRlUjluXzFOaHNxRlg2OVl2OXAySk14ZGJWTXJEbGQtQmd5X2tobC11ODA2SWZZV19vSkUwaVhmQ081X0hIRUtfZmwwSkM3OFpYeE9Ubm9hTmxIVzR0NFVLdFRWcHBfU3lQY2dRX3F1WW5RRUl2TFlXdTVHMVRtZ25Id3JCaFFVd2ZGNE5CcGxid3lHUklIZw&;b64e=2&sign=33195846176df5f56a119cf9b32a89fe&keyno=17" target="_blank"><font color="#0b0080"><font face="Arial, serif"><font style="font-size: 10pt;"><span style="text-decoration-line: none;">тур-реализма</span></font></font></font></a><font color="#222222"><font face="Arial, serif"><font style="font-size: 10pt;">, который подразумевает погружение в природу и культуру с сохранением высокого уровня комфорта). А взамен прививает другую систему ценностей, которыми становятся созерцание природы, духовное обогащение от общения с ней, сопричастность к охране природного наследия и поддержке традиционной культуры местных сообществ</font></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Термин «экотуризм» обозначает не только то, куда отправляется человек, но и то, как он это делает. Этика этого вида путешествий предписывает оказывать минимально возможное влияние на окружающую среду: забирать мусор с собой, разжигать костры и ставить палатки только в строго отведенных для этого местах и т.п.</font></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Туристические потоки можно отследить, число посещений природных национальных парков – подсчитать, а значит, объем рынка экотуризма можно оценить в денежном выражении. Важнее разобраться, как устроена и работает эта сфера, в чем секрет ее успеха.</font></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><b>Австралия: опыт первопроходцев</b></font></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Первый и самый наглядный пример, убедивший европейские страны в доходности экологической ниши в туризме, подала Австралия. В 1991 году там была создана некоммерческая организация «Экотуризм Австралия» (</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Ecotourism Australia, или EA). Она проводит сертификацию туристических продуктов и услуг, таких как туры, маршруты, развлекательные программы, предлагаемых на территории страны. Членами ЕА являются туристические компании, представители крупного бизнеса, особо охраняемых объектов и зон, таких как природные парки, чиновники, ученые и студенты, консультанты по туризму, защите окружающей среды, интерпретации локального опыта, бизнес-тренеры, местные и региональные туристические ассоциации и путешественники.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">EA является оператором национальных сертификационных программ. С 1996 года она выдает сертификаты компаниям, претендующим на звание экологически ответственных. Экосертификат подтверждает, что услуги компании качественны, безопасны и не наносят вреда окружающей среде, а продукты произведены людьми, получающими адекватную заработную плату, способами, щадящими природные ресурсы.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><b>Сертификат «Эко-гид»</b></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> (</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">EcoGuide Certification) выдается гидам, которые предлагают характерные для выбранных территорий профессионально подготовленные туры и походы. В обязанности такого гида входит сопровождение группы, рассказ о местности, по которой проходит маршрут, инструктаж по технике безопасности, наблюдение за участниками и, при необходимости, оказание первой помощи и разрешение всех возможных чрезвычайных ситуаций. Сертифицированный гид должен быть настоящим «универсальным солдатом». Учитывая размеры фактически не заселенных территорий в Центральной Австралии, добросовестность гида жизненно важна для его клиентов. Оператором этой программы является организация Savannah Guides. На своем сайте они публикуют детальную информацию о турах и представляют некоторых гидов.<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote1sym" name="sdfootnote1anc"><sup>1</sup></a></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><b>Климатическую сертификацию</b></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> (Climate Action Certification) проходят представители туристической индустрии – отели, операторы развлекательных и познавательных туров, транспортные компании, рестораны и кафе, турагенты и туроператоры. Программа направлена на сокращение объема выбросов углекислого газа.<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote2sym" name="sdfootnote2anc"><sup>2</sup></a> Для потребителей услуг таких компаний лейбл сертификата означает, что компания ответственно относится к переработке отходов. Для Австралии, находящейся в одиночестве на целом континенте, чистота воздуха и утилизация мусора – вопрос качества жизни всех австралийцев без исключения.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><b>Сертификат уважения к культуре</b></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> (The Respecting Our Culture, ROC) означает, гид, турагент или другой представитель туристической сферы работает с уважением к культурному наследию, традициям и обычаям местного населения. По сути, это означает, что гид выступает переводчиком и интерпретатором, знакомя своих подопечных с жизнью австралийских аборигенов.<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote3sym" name="sdfootnote3anc"><sup>3</sup></a></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Сертификат становится для его обладателя пропуском на территорию особо охраняемых зон, природных парков и действительно нетронутых земель. А это, в свою очередь, гарантирует ему интерес со стороны туристов и исследователей, не обладающих таким сертификатом, и высокую стоимость туров.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><b>На ответственности можно заработать</b></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Экологическая ответственность отлично капитализируется.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Компания, имеющая сертификат, получает ряд бонусов:</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">1) разрешение работать в заповедниках и национальных парках – территориях, закрытых для свободного посещения;</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">2) право претендовать на получение государственных и частных грантов;</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">3) включается в «Зеленый гид для путешественников» (</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">The</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">Green</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">Travel</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">Guide</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">) – онлайн-справочник, в который включены все сертифицированные компании. Справочник дает емкую информацию о маршрутах и тех, кто может провести по ним туриста<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote4sym" name="sdfootnote4anc"><sup>4</sup></a>;</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">4) имеет существенные скидки при обращении к другим сертифицированным компаниям и гидам, получает 25% скидку при регистрации на ежегодный экотуристический форум – центральное событие года, проводимое </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">EA</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">;</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">5) получает право бесплатно пользоваться «кадровой базой» </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">EA</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">, выставляя в нее свои вакансии и подыскивая сотрудников. Сертификат делает его обладателя полноправным членом </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">EA</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">, с возможностью голосовать за вступление в ассоциацию новых членов и выбирать состав плавления </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">EA</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">;</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">6) становится одной из площадок для возможных пресс-туров, организуемых </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">EA</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Вступление стоит денег – стартовый взнос составляет почти 400 австралийских долларов в год (примерно 300 долларов США, дальше суммы будут приводиться только в долларах США)<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote5sym" name="sdfootnote5anc"><sup>5</sup></a>. Для получения сертификата нужно удовлетворять ряду критериев – они касаются опыта работы, квалификации, навыков. Ничего сверхъестественного. На рассмотрение </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">EA</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> подаются не только бизнес-план и бухгалтерская отчетность, но и маркетинговый план, и план по развитию и охране территории. Дальше критерии различаются в зависимости от сферы, в которой работает претендент: проверяют наличие страховки, программы управления рисками, законность трудовых отношений с работниками.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Предоставлять данные о себе нужно ежегодно. Во второй и последующие годы полный комплект документов уже не обязателен – многие показатели вписываются в ежегодную декларацию, подтверждающую, что компания удовлетворяет основным требованиям сертификации и заинтересована в продолжении работы. Аудит данных проводится раз в три года.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Объем стартовых вложений в получение сертификата составляет 300-400 долларов, в зависимости от того, в какой сфере работает кандидат и какой сертификат он получает. Эту сумму сертифицированный гид или компания отобьют с первого же организованного тура.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Суммарная годовая выручка всех сертифицированных гидов и туроператоров в 2016 году составила 1,2 миллиард австралийских долларов<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote6sym" name="sdfootnote6anc"><sup>6</sup></a>. Ежегодный прирост этого показателя, по данным </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">EA</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">, составляет 5-6%. При этом сертифицированные операторы в одном только штате Виктория собрали больше 120 млн долларов.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Ассоциация сильна своей равномерностью: согласно ее отчету за 2016-2017 годы, нет территорий, где выручку делает один крупный игрок, а остальные исполняют роли статистов. Ежегодный оборот трети сертифицированных членов ассоциации не превышает 190 тысяч долларов. <a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote7sym" name="sdfootnote7anc"><sup>7</sup></a></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">В такой стране, как Австралия, расположенной на материке в одиночестве, с уникальной природой, территориями, где некоторые племена все еще живут так, как жили их предки десятки тысяч лет назад, введение экосертификации стало ответом на много вопросов. Сертификаты стали способом распознавания добросовестных предпринимателей. Когда объем рынка достаточно мал, от безалаберных действий страдают все, а от соблюдения правил выигрывает каждый.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><b>Скандинавия</b></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Скандинавские страны многое переняли из австралийского опыта и смогли адекватно подстроить его под свои нужды и свои природные особенности. Их опыт может показаться российским компаниям более близким – как минимум, у нас похожие климатические условия.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">В 2013 году прибыль от экотуризма в Норвегии превысила 3 млрд норвежских крон, что соответствует 510 млн долларов в сопоставимых ценах.</font></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">В норвежских природных парках Йотунхеймен, Брейхеймен, Хандаргервидда и др. сотрудники не только изучают поведение диких животных, состояние деревьев и кустарников, но и следят за состоянием троп. Инструкторы встречают и сопровождают туристов по территории парков. Маршруты передвижения описаны, закреплены, размечены, описан профиль высот на тропах, можно скачать </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">GPS</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">-треки. На каждом маршруте есть жилье (аскетичные хижины), в которых может бесплатно остановиться любой желающий.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Если в центре парка находится гора, ледник или другой объект, то на него можно совершить восхождение в компании гида. В большинстве случаев для этого не требуется специальное разрешение и навыки – оборудование можно взять напрокат или использовать свое. Для альпинистов порядок получения разрешения на восхождение будет иным, но администрация природного парка будет принимать в нем будет принимать самое активное участие.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Используется и земля, и море. «Сафари на китов», организуемое частными компаниями и гидами, включает в себя не охоту, а наблюдение за китами, тюленями и другими морскими животными. Регулярно проводятся длительные фототуры и короткие прогулки с «сеансами фотоохоты».</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Норвегия и Исландия отказались от охоты на китов в 1986 и 2003 году соответственно. Быстро обнаружилось, что фотоохота и «сафари на китов» приносят гораздо больше, чем добыча китовьего жира и уса. По данным на 2016 год, фототуры и «сафари» принесли Исландии 100 млн евро (117 млн долларов) за год<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote8sym" name="sdfootnote8anc"><sup>8</sup></a>. Это огромный вклад, особенно если учесть, что ВВП страны в 2016 году составил 20 млрд евро.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font color="#222222"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">В Швеции в 2002 году была введена экологическая сертификация. Некоммерческая организация «</font></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Шведское экотуристическое общество»<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote9sym" name="sdfootnote9anc"><sup>9</sup></a> выдает единый сертификат </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">Nature</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">’</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">s</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">best</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">, который подтверждает качество более 150 туров, предоставляемых туристическими организациями страны.<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote10sym" name="sdfootnote10anc"><sup>10</sup></a></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Шведское агентство экономического и регионального развития не выделяет экотуризм в отдельный вид туризма, заслуживающий оценки. В государственной статистике культура и рекреационный активный отдых объединены в одних графиках. Объем этого рынка – 20-25 млрд шведских крон (2-2,5 млрд евро) в год.<a class="sdfootnoteanc" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote11sym" name="sdfootnote11anc"><sup>11</sup></a></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Швеция также стала пионером по включению в экологический туризм местное население. Смысл движения, получившего название </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">wwoofing</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> (</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">world</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">wide</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">opportunities</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">in</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">organic</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><span lang="en-US">farms</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">, в вольном переводе – всемирные возможности натурального хозяйства). Частные фермеры приглашают туристов поработать у них в обмен на питание и проживание. В 2015 году число таких хозяйств в Швеции превысило 160 и продолжает расти. Население страны составляет 10 млн человек, рынок труда предлагает не так много возможностей проявить себя. Многим шведам, живущим в сельских районах, «глобальное фермерство» позволило сохранить хозяйства и избежать переезда в город.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Можно заключить, что в скандинавских странах от развития экотуризма выигрывают прежде всего жители. Гиды, турагентства и туроператоры предлагают услуги подтвержденного качества. Частные перевозчики зарабатывают на росте туристического потока. Производства, связанные с нанесением того или иного вреда окружающей среде, сменяются более гуманными и прибыльными видами деятельности. Но все это происходит, если соблюдаются несколько обязательных условий.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><b style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman", serif;">Гарантия развития</b></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Для настоящего расцвета экотуризма необходимы природное разнообразие, желание сделать историю страны, традиции и обычая коренных народов привлекательными и преподнести их в доступной для гостей форме.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Но, как ни парадоксально, одних природы и умения ее показывать недостаточно. Нужна инфраструктура: автомобильные дороги, гостиничный бизнес, достаточно высокий уровень жизни в малых и отдаленных населенных пунктах, гарантии безопасности путешественников не столько от животных, сколько от людей.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Кроме того, большинство охраняемых территорий и природных национальных парков в мире не только финансируется за счет доходов от экотуризма, но и создавались для рационального использования охраняемых территорий, а не их консервации. Без открытости руководства парков, понимания с их стороны своей выгоды от развития туризма невозможно развитие системы туристических маршрутов.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Наконец, все, кто играет на одном поле, должны действовать по единым для всех правилам, представлять себе уровень услуг своих конкурентов и совместными усилиями бороться с недобросовестными компаниями.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><b style="font-size: 12pt; font-family: "Times New Roman", serif;">Возможности для России</b></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Как мы видим, России есть что предложить на мировом рынке экотуризма. Страна богата землей и историями, у федеральных и региональных властей появилось желание развивать туризм. Ростуризм регулярно рапортует о росте внутреннего и въездного туризма. Хорошо это или плохо, но с повышением курса доллара и евро к рублю отдых за границей стал недоступен многим россиянам, и они обратили внимание на внутренний рынок.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Гриф «эко» автоматически можно ставить на почти все туристические маршруты Урала и Алтая: организованные группы и редкие одиночные туристы путешествуют по почти нетронутым территориям, не пользуются транспортом ввиду его почти полного отсутствия за пределами трасс и железнодорожных линий, останавливаются в палатках. Формально это так. На практике, увы, способы доставки туристов до начала маршрута далеки от экологичности: старые машины, у которых никто и никогда не пытался измерить состав выхлопных газов, крупный транспорт, разрушающий дороги и тропы. Да и люди на тропе часто ведут себя безответственно: оставляют мусор, прикармливают животных, жгут костры. Это происходит не от желания навредить, а от банального отсутствия информации и других вариантов. Туризм, позиционирующий себя как экологический, по факту оказывается более «грязным» и вредным, чем путешествие с организованной группой по городу. Инфраструктура и обеспечение безопасности туристов остаются главным больным местом.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;"><b>Что может сделать российский предприниматель, пожелай он заняться экотуризмом?</b></font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">1. Определить потенциально привлекательные территории, куда он или его работники реально могут сопровождать туристов. На эти территории должен быть законный и понятный режим доступа. Стоит заручиться договоренностями с администрацией природных парков (в письменной форме: заключить соглашение о сотрудничестве или договор). Скорее всего, услуга доступа на территорию природного парка будет платной. Лучше заключить договор сразу и обезопасить себя от возможных поборов и намеков со стороны сторонних лиц и организаций.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">2. Оценить возможную конкуренцию: кто еще имеет доступ на интересующие вас территории, на каких условиях работают эти люди? Предпринимателю предстоит взять на себя функцию сертифицирующей организации и самостоятельно разработать карту рынка: кто на нем представлен, как они работают, с кем он готов и не готов сотрудничать.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">3. Установить цену на свои услуги, адекватную рынку. Демпинг может помочь быстро собрать клиентскую базу, но сразу же настроит против демпингующего всех конкурентов и отрежет ему возможность в ближайшее время поднимать цены на свои услуги. Кроме того, продвинутые туристы могут оценить затраты гида и не согласятся на подозрительно дешевый тур, понимая, что экономия достигается за счет их безопасности. Дешевизна привлекает абсолютно не подготовленных людей.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">4. Проверить своих сотрудников – сходить вместе с ними в пробный поход. Как и где они разводят костер? Собирают ли мусор, уносят ли его с собой? Насколько доходчиво отвечают на вопросы о технике безопасности? Разместить информацию об этике экотуризма на своем сайте или странице в социальных сетях. Информации обо всех возможных формах экотуризма на русском языке крайне мало. Это открывает большие возможности для каждого игрока: тот, кто донесет информацию максимально доступно, станет узнаваемым.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">Если бизнес не связан с активным отдыхом – например, вы планируете построить экокоттеджи – то и здесь важно проверять товар или услугу на соответствие этике экологического туризма. Скажем, сбор грибов и ягод в компании с местными жителями – это экотуризм, прогулки на квадроциклах по лесу – нет.</font></font></p>

<p align="justify" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255); margin-bottom: 0in;"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 12pt;">В следующем материале мы рассмотрим российский рынок экотуризма: как и в каких регионах он развивается, какие результаты он способен показать.</font></font></p>

<div id="sdfootnote1" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote1anc" name="sdfootnote1sym">1</a><sup><font face="Times New Roman, serif"></font></sup><font face="Times New Roman, serif"> Подробнее см.: <a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHQxUjhzSWFYVGhXZjhsdTR5cTF5eVFCRUZSRzdZNlREVktta0RRNDVrOVFOcGFyZmo0ZUNEU1dycURiRWFidzRNRExJNTNuQ1FQTUJ6b3R6a1ZxYVJPX0djMkNlM19wZ1YwS1FyOE9kRmpfS3lGVm04X2UwOVg&;b64e=2&sign=182bf95e76508752f2238dee0ce09f4c&keyno=17" target="_blank">http://savannah-guides.com.au/tours/</a></font></p>
</div>

<div id="sdfootnote2" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote2anc" name="sdfootnote2sym">2</a><sup></sup> Подробнее о программе: <a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQQU1oN3FEVU02V2xsTUQ4YUsybTJIN2ItTzZuRjJEY2ctTmNjaDNxZEJPZjBZc2Y1Y1UyNTc4eXFBQkVvSVNDLXJmTzFGMVNrdkdtTXJhU2VxdXY4M0RUdDJ3aE9IcW9mMGdhR0dNZWZxQ1NSMDhsdUVEYTlQMWJXeHY4LWxPWlhRMkxqRENkTFU5dkdvc01HTWNiMFpn&;b64e=2&sign=33815f1b4621d60264682e9744b5ce87&keyno=17" target="_blank">https://2017.globaleco.com.au/ecotourism-australia/cacp-certification</a></p>
</div>

<div id="sdfootnote3" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote3anc" name="sdfootnote3sym">3</a><sup><font face="Times New Roman, serif"></font></sup><font face="Times New Roman, serif"> Подробнее о программе: <a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQQk5OUmF2UkJGMGItOVZvY2Uxa1dHdnVMU0JxY3pvX1h2Zm1WRXVWejZfZTJlaUc0eThOek1Sek9jVV84dGZoRklPSkhxZF93c0FpXzZOWkU2Q1Z2SjhYZ0VGMUpwN3dRRmdpbEZBdGlMdkpJbnNfYWJyZ1BBME9TLWlmSllKc01yRWZISnMtZ2lHRDhrQ0dTRm5PY1h0NElrUGI3MXF6dVE&;b64e=2&sign=c4af10dbbec4bd87405fbd1a1bd55e18&keyno=17" target="_blank">https://www.ecotourism.org.au/our-certification-programs/eco-certification-4/</a></font></p>
</div>

<div id="sdfootnote4" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote4anc" name="sdfootnote4sym">4</a><sup><font face="Times New Roman, serif"></font></sup><font face="Times New Roman, serif"> «Зеленый гид» онлайн: <a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQQk5OUmF2UkJGMGItOVZvY2Uxa1dHdnVMU0JxY3pvX1h0aVg3cWNnT202MjE0WGx1WlN0UGhJUU9XSmk4U2NPdkxlWGdoekJJaEdNUkwwZTRRVEdKRzlmcDk4Z2kzNDRxUXRZRlhKRVVZbzkxZDlubnowaGVFU0hYaXlUTVNaZUkyRkVzRFR1RXNYcmtsbVliUGJNVWh3&;b64e=2&sign=75ff20d11235c26379e4e453434f9fb6&keyno=17" target="_blank">https://www.ecotourism.org.au/eco-experiences/green-travel-guide/</a></font></p>
</div>

<div id="sdfootnote5" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote5anc" name="sdfootnote5sym">5</a><sup><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"></font></font></sup><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"> Подробнее о размере взносов и правилах сертификации: <a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQQk5OUmF2UkJGMGItOVZvY2Uxa1dHdnVMU0JxY3pvX1hpcEdXM1AyaV80SHFwb1cybGFIT1BkREl6SGZyamJ3Mmgxc2d1RmJfYXdHNVo5R1dGQWRSVVZlWmZZQTZTdTNubFVKZk5GRlV0T3JSVFFOVmg3X3MzQWxXQnRaMXB2VVZLV1Y0eGpxeTZCLU9sRWlkckRBcTRkUkZxOWdEczhGX2EtUXE5YnlTRFVl&;b64e=2&sign=a2e6e2b9c44960450badf7ca541eac28&keyno=17" target="_blank">https://www.ecotourism.org.au/assets/Program-Summary-ECO-ROC-with-Criteria-12-2016.pdf</a></font></font></p>
</div>

<div id="sdfootnote6" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote6anc" name="sdfootnote6sym">6</a><sup><font face="Times New Roman, serif"></font></sup><font face="Times New Roman, serif"> Ежегодный отчет ассоциации </font><font face="Times New Roman, serif"><span lang="en-US">Ecotourism</span></font><font face="Times New Roman, serif"> </font><font face="Times New Roman, serif"><span lang="en-US">Australia</span></font><font face="Times New Roman, serif"> за 2015-2016 годы: <a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQQk5OUmF2UkJGMGItOVZvY2Uxa1dHdnVMU0JxY3pvX1hpcEdXM1AyaV80SHpkc2dpQUpqVWpHZ3NDSEJhNWtaaWtnNFBralVseGc1cTFjU2pMV2t6aHpmNHhVMWt3XzNoR1Bqd1kzcDE5Mk1yS0J5eFY3YWg4al9oRjJKRzBxU0Vua1RudHM2VHhRLQ&;b64e=2&sign=761ddaed008518005d4554b562172bf7&keyno=17" target="_blank">https://www.ecotourism.org.au/assets/Annual-Report-2015-16.pdf</a></font></p>
</div>

<div id="sdfootnote7" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote7anc" name="sdfootnote7sym">7</a><sup><font face="Times New Roman, serif"></font></sup><font face="Times New Roman, serif"> Подробнее см.: <a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQQk5OUmF2UkJGMGItOVZvY2Uxa1dHdnVMU0JxY3pvX1hpcEdXM1AyaV80SGE0UW0tQkcxeHNpc21MWE54ZXN1cFNiOFN4dmtsMnYwenl2dTVrdUpHOUdGX3kyMjlEeXFWX1lHVFZpYmh1M2ZlMURWVy1DTjNxazBQcnlPSHRONllzWTBJX0lORDRrRkdxNkRfRVZ3c3djZW5jVDBEaUZmcHVuZFI1Z0lxNzFlanNfUHRiRVZtYy1hWHVzMC1Ec0VaZw&;b64e=2&sign=f3dd66b91a04139913d40ebf87c2d227&keyno=17" target="_blank">https://www.ecotourism.org.au/assets/Uploads/Ecotourism-Australia-Ltd-Annual-Report-2016-17.pdf</a></font></p>
</div>

<div id="sdfootnote8" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote8anc" name="sdfootnote8sym">8</a><sup><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"></font></font></sup><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"> Подробнее см.: </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"><a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQSkpxZW9lYXZGQjhyd3pidU43eU52SHpINjZ1VTVTWTZKWHczYWdrazA5SXB1TDRyR3FSdlR2dXdoZ0k5djg1c2UwR084NE1LSzlOQlloU3RyRXdlWEEzbjNGalJUZ2w5Sy10bnI2bTgwcVdZYUNKSkd5OWRWTGl4S0FVdHJESjNnOGluRUh2OFJvcXdUWS1MSlIybFBLNkpIclZyLXBRTVE1QjdxUWdfMTdhSUhaYi1BOEloMWM&;b64e=2&sign=480ad4459b1b83bcf7105097fe6842ae&keyno=17" target="_blank">https://www.dailysabah.com/tourism/2017/10/27/whales-star-in-icelands-ecotourism-boom</a></font></font></p>
</div>

<div id="sdfootnote9" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote9anc" name="sdfootnote9sym">9</a><sup><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"></font></font></sup><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"> </font></font><a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHQxUjhzSWFYVGhXUkNhU0lUZDZqZWpLX2lXWkxJcXBzWlVjQ3lJc3dzX2VoRjlTY29MV21fTDdGUUdIX1JVOExXR3ktQXRwS0w0b0pzSmE3WEpUSjZKOHEwMURSSVRrZFU&;b64e=2&sign=14cbcad83e569f1ead79447577ed35f4&keyno=17" target="_blank"><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"><span lang="en-US">http</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;">://</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"><span lang="en-US">www</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;">.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"><span lang="en-US">ekoturism</span></font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;">.</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font style="font-size: 10pt;"><span lang="en-US">org</span></font></font></a></p>
</div>

<div id="sdfootnote10" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote10anc" name="sdfootnote10sym">10</a><sup><font face="Times New Roman, serif"></font></sup><font face="Times New Roman, serif"> Подробнее на сайте программы <a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQRjFFd0EwRDItdkoySTYxX2RHSElxbWlBMHdDZVlPS1lvekdzR0dhZTNWOXdqNG55ck9kbVlxajhzd1k4Z0xMM3ZVNEhydm1zX2ZsZ19RQXRjWGhVQ1VkcWZ5MUNKQWNWc2pCZmNjOG5LLWxhRzFfZmNaNkpIdGdlS2M5SkdyOVVB&;b64e=2&sign=533840654e2a00b8e1ad688f3d6ccec3&keyno=17" target="_blank">https://naturesbestsweden.com/en/about-natures-best/</a></font></p>
</div>

<div id="sdfootnote11" style="font-family: yandex-sans; font-size: 15px; background-color: rgb(255, 255, 255);">
  <p class="sdfootnote"><a class="sdfootnotesym" href="https://docviewer.yandex.ru/view/1130000023077830/?*=b8jUZ8tSgE%2BxW1ak2ZrINWDxwBB7InVybCI6InlhLWRpc2s6Ly8vZGlzay9GaW4gR2F6ZXRhINGA0LXQtNCw0LrRhtC40Y8vNDUv0L3QsCDQstC10YDRgdGC0LrRgy%2FQstC60LvQsNC00LrQsC%2FQn9GD0LPQsNGHX9Ct0LrQvtGC0YPRgNC40LfQvF8xNi4xMS4xOTgzLmRvY3giLCJ0aXRsZSI6ItCf0YPQs9Cw0Ydf0K3QutC%2B0YLRg9GA0LjQt9C8XzE2LjExLjE5ODMuZG9jeCIsInVpZCI6IjExMzAwMDAwMjMwNzc4MzAiLCJ5dSI6IjEzMDIwNjAwMzE0NTgzOTMwOTkiLCJub2lmcmFtZSI6ZmFsc2UsInRzIjoxNTEzMTUzNTgzNDE0fQ%3D%3D#sdfootnote11anc" name="sdfootnote11sym">11</a><sup><font face="Times New Roman, serif"></font></sup><font face="Times New Roman, serif"> Подробнее см.: <a href="https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHRaTENSMFc4S0VQQWJwcVdDV1FrazJOZHhUWkJ6T2pJamJMSzhBQmZ1VW5DUWs3bTFLVjJJYzIzUnlRWjJrc050RndncDBtOFNuWEZxaHFoczRPV0Z6b2dQQms1QkNkUHdIdkViTHd4bGViVnJKQXYwR1FFOFdRc3RDZE0yMzRyaWZPSjNpMlVPNk02UGlKZkEtZ2RDNGgwbGEtZjVzbDhXVW1xTTNoRlJ1T01DWmp1ejNVTTRRUG1CWGEwcXpsT2RmVlY0R19Gbjd0T3ZYR3NkZmFJczVSM21jc3h5RWRteko5bFRKX0xxeVp0dG4xTEd0OTlpRw&;b64e=2&sign=262d4930449a80ecc583e3e0f32a60dc&keyno=17" target="_blank">https://www.business-sweden.se/globalassets/invest-new/reports-and-documents/travel-and-tourism-in-sweden---sector-overview-2016.pdf</a></font></p>
</div>