Риски, возможности и примеры развития экотуризма в России

Риски, возможности и примеры развития экотуризма в России

18 Декабря 2017
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Разговор об экотуризме предполагает готовые ответы на вопросы «что» и «как». Экопутешественники посещают мало затронутые деятельностью человека территории и оказывают минимальное воздействие на окружающую среду. Внимание к этому сектору туристической индустрии в мире неуклонно растет, а вместе с ним растут и доходы компаний, представленных на этом поле. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Экотуризм может принимать разные формы:<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">активный отдых – походы, сплавы, горный треккинг;<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">проживание в коттеджах и домиках, тихая охота (сбор грибов и ягод), знакомство с культурой и обычаями местного населения.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Казалось бы, Россия – идеальный кандидат на развитие экотуризма. Страна богата природными красотами. Культура пеших походов, забытая в 1990-е годы, возрождается. Даже в Центральном федеральном округе, где проживает почти треть населения страны и зафиксирована самая высокая плотность населения – 60,3 человека на квадратный километр – хватает малоиспользуемых территорий. Тем не менее, настоящего бума экотуризма пока не произошло по ряду причин.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Чтобы добраться до заповедных мест, нужны дороги. Для того чтобы люди выбрасывали мусор в специально отведенных для этого местах, использовали удобные тропы и останавливались только в подготовленных кемпингах, а не где попало, нужны условия для этого. Получается, что для развития того вида туризма, который всячески отделяет себя от инфраструктуры, требуется инфраструктура. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><b><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Как добраться до труднодоступных мест<o:p></o:p></span></b></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Шутить о российских дорогах – неблагодарное занятие. И тем не менее, для полноценного развития экотуризма региону нужны удобные подъездные пути к природным паркам и заповедникам. Дороги должны быть проезжими в любое время года, а этому условию удовлетворяют только федеральные трассы и дороги регионального значения. Чтобы представить себе масштабы бедствия, достаточно сказать, что общая протяжённость российской сети автодорог общего пользования федерального, регионального и местного значения по данным Росстата на 2013 год составляла 1 396 000 км, в том числе 984 000 км дорог с твёрдым покрытием, а протяженность автомобильных дорог федерального значения – 50 800 км. Почти две трети постоянных дорог в России «условно проезжаемы».<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Еще со времен Российской империи структура дорожной сети остается в целом неизменной: крупные дороги расходятся лучами от Москвы число и плотность крупных трасс максимальны в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральном округах, а минимальны – на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Учитывая это, доставку туристов до начала маршрута на автобусе целесообразно делать в пределах одного округа, а лучше – области или района. Так выше гарантия того, что все дороги будут проезжими, а в случае паводка или аварии вы узнаете о них достаточно быстро, чтобы продумать маршрут объезда.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Улучшение состояния дорог включено в федеральные государственные программы по развитию туризма. На сайте fcp.russia.travel можно посмотреть статус исполнения этих программ. Иконка с зеленым светом светофора сигнализирует о готовности проекта. Видно, что желтого и красного цветов тоже хватает – это значит, что работы либо в процессе, либо даже не начинались. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Впрочем, главные природные достопримечательности России: озеро Байкал, Уральские и Кавказские горы, Алтай, Камчатка – не оставляют надежды добраться до них из столицы иначе, чем на поезде или самолете. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">По данным «Российских железных дорог», опубликованным на официальном сайте компании, за 9 месяцев 2017 года пассажиропоток в дальнем следовании сократился на 0,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, а в пригородном сообщении – увеличился на 10,1%. Это 78,8 и 755,9 млн человек соответственно. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Российские авиакомпании за девять месяцев 2017 года перевезли 80,5 млн человек – на 21% больше, чем за тот же период 2016 года. 65,5% пассажиропотока пришлось на первые пять авиакомпаний, 90,7% – на топ-15 авиакомпаний. В парках крупных компаний содержатся разные борта, но летают они из крупных аэропортов. А значит, на отдаленные и маленькие аэродромы летают мелкие местные авиалинии с крошечной долей рынка. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">На практике туризм в отдаленные и заповедные регионы России выглядит следующим образом: турист один или несколько дней едет на поезде или несколько часов летит на самолете до крупного города. Далее пересаживается либо на пригородный поезд, либо на такси и добирается до старта маршрута. Не самая эффективная схема – и не самая экологичная.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Ответ на вопрос, «как», очевиден: компания, предоставляющая услуги в сфере экотуризма, организует доставку туристов до места начала тура на автобусах в пределах одного региона или начинает оказывать услуги в начале маршрута (в этом случае туристы добираются до старта самостоятельно, на личном транспорте, поезде или самолете).<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><b><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Дикое правовое поле<o:p></o:p></span></b></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">В момент старта маршрута начинается самое интересное. Для того, чтобы бизнес вёлся в правовом поле, туристы должны официально заступать на территорию природных парков и заповедников. В мировой практике заповедники, как правило, создавались для сохранения, изучения и популяризации природного наследия. Консервация территории предполагает не полный запрет на ее посещение, а сведение к нулю регулярную деятельность людей, то есть просто пройти по тропе не возбраняется. Кроме того, природные парки в Австралии, Канаде, США и скандинавских странах получают большую часть своего финансирования за счет работы с туристами. У крупных природных парков могут быть частные попечители, но это редкость. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">В России природные национальные парки и заповедники – преимущественно государственные. Если в штатах музеев есть специалисты, встречающие за работу с посетителями, то в природном парке и заповеднике туристов в лучшем случае встретит лесник или егерь. Сложно сказать, кто меньше обрадуется встрече, он или туристы. Государство финансирует заповедникам занятие их основной уставной деятельностью. Работа с туристическими группами и «неорганизованными», частными туристами в нее не входит. Редкие учреждения соглашаются финансировать ее за счет средств от внебюджетной деятельности.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Работники природных национальных парков не ленивы, они просто расставляют приоритеты. Бюджетное финансирование распределяется строго по статьям государственного задания. У каждой статьи есть свои измерители – количественные и качественные показатели. По их исполнению учредитель проверяет эффективность деятельности учреждения. Финансирование зависит от выполнения и перевыполнения показателей из госзадания: чем выше показатели, тем больше денег. За невыполнение госзадания придется отчитываться. Государство может субсидировать определенные работы. В целом, форма передачи бюджетных средств не так важна. Важно то, что, выбирая между гарантированными государственными деньгами и призрачным, нестабильным доходом от работы с туристами, учреждения отдают предпочтение государству. С людьми надо уметь работать. Это – отдельное поле, требующее особых знаний и навыков.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Кроме государственных земель, есть и частные. Посетить их иногда еще сложнее: в отличие от природных парков, частные земли охраняются весьма добросовестно. Кроме того, визит может быть небезопасным: земли могут использоваться, в том числе, как охотничьи угодья.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">К сожалению, в настоящий момент нет и не может быть единого рецепта по взаимодействию с администрацией парков, заповедников, заказников и владельцами частных земель. С каждой частной территорией имеет смысл связываться и узнавать «правила игры»: как, когда, на каких основаниях организованные группы могут посещать эти территории, могут ли задерживаться, что хозяин территории разрешает и запрещает им делать. Согласно данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, у заинтересованных сторон это получается: индекс посещаемости национальных парков в 2016 году составил 170,12% к уровню 2010 года.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><b><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Возможности для регионов<o:p></o:p></span></b></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Официальная статистика Ростуризма и данные ассоциации туроператоров (АТОР) по региональному туризму достаточно оптимистичны. Из доклада «Туристическая отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017 год» следует, что внутренний туризм в 2016 году стал на 88% популярнее, чем годом ранее (10 471 млн рублей в 2016 году против 5571 млн рублей в 2015-ом), а выездной туризм, напротив, потерял 24% за год (3 235 млн рублей в 2016 году). При этом средняя стоимость туров на семь ночей на две персоны в среднем по России составила 41 186 рублей – меньше, чем в Чехии (68 040 рублей) и Турции (74 200 рублей). Но в официальную статистику попали пакетные предложения: 70% проанализированных данных включали в себя туры на двух человек или семью, с проживанием в отелях (как правило, три-пять звезд) и питанием (в 45% случаев – по системе «все включено»).<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Аналитики АТОР собрали данные региональных туристических администраций, по которым сегодня можно составить представление об объемах внутреннего турпотока в некоторых регионах. Вологодская область в 2016 году приняла 3 млн человек (из них 495 тысяч приехали только в Череповец). На счету Тюменской области 2,6 млн туристов, из которых 750 тысяч экскурсантов прибыли в область на один день без ночевки. В Алтайский край в прошлом году приехало 1,5 млн человек. Калининградская область отчиталась об 1,3 млн человек, Рязанская область – об 1,2 млн туристов. В Бурятии побывало около миллиона человек. По оценке аналитиков АТОР, то число туристов, которое сегодня принимают регионы в среднем, составляет не более 30-40% от их реальных возможностей.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">В исследовании подчеркнуто, что туристы проявляют особенно высокий интерес к природным ландшафтам, памятникам и достопримечательностям в Приуралье и на Урале. 51% внутренних туристов указали, что их интересует посещение музеев. Порядка 12% туристов отметили, что в сфере их интересов краеведческие музеи. И здесь снова вырисовывается портрет «пакетного туриста».<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Беда в том, что данные Ростуризма, АТОР и организованных игроков туристического рынка игнорируют широко известный факт. Массу походов – а походы, треккинг составляют костяк экотуризма – проводят нигде не зарегистрированные «частники». Это инструкторы, объединения инструкторов, индивидуальные предприниматели. Это серая сфера: человек может совмещать свое хобби с приятной возможностью немного заработать на нем, и крайне сложно доказать, что деятельность ведется регулярно. Учесть объем этого теневого рынка невозможно. Зато легко представить себе выручку одного условного «частника», если один десятидневный поход по Кавказскому региону без подъема на Эльбрус стоит 8-12 тысяч рублей с человека, в группе обычно 10-12 человек, а в месяц инструктор может проводить две такие группы.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><b><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Кто может работать в сфере экотуризма<o:p></o:p></span></b></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Работа в сфере экотуризма начинается с определения своего места в правовом поле. В России отсутствует экосертификация, как, например, в Австралии или скандинавских странах. Основным законом и главным рабочим документом для всех, кто хотел бы заняться экотуризмом, является Федеральный закон от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности).<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">В соответствии со статьей 4.1. этого закона осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при условии соблюдения следующих условий: <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">1) наличие финансового обеспечения ответственности туроператора (договор или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта); <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">2) соответствие лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, требованиям, установленным частью 3 статьи 4.1 Закона о туристской деятельности; <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">3) членство туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (если деятельность осуществляется в сфере выездного туризма); <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">4) наличие фонда персональной ответственности туроператора (если деятельность осуществляется в сфере выездного туризма); <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">5) наличия сведений о туроператоре в едином федеральном реестре туроператоров. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Требования к финансовому обеспечению ответственности туроператора определены главой VII.I Закона о туристской деятельности. Организациям, осуществляющим экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более чем суток подряд, и туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма и имеющим сформированный в соответствии со статьей 11.6 Закона о туристской деятельности фонд персональной ответственности туроператора в размере не менее 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год, финансовое обеспечение не требуется. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">За ведение туроператорской деятельности без включения в единый федеральный реестр туроператоров нарушитель штрафуется: должностные лица должны заплатить 50-100 тысяч рублей или согласиться с дисквалификацией на срок от шести месяцев до одного года, штраф для юридических лиц – 5-10 млн рублей. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><b><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Перспективные проекты<o:p></o:p></span></b></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Уже больше года действует национальный туристический портал Russia.Travel – информационно-познавательный проект Федерального агентства по туризму, посвященный путешествиям по России. На портале заявлены 17 видов туризма, в том числе природный, сельский и гастрономический. Все это очень близко к понятию экотуризма. Но, увы¸ база пока далеко не полная. Нужно время, чтобы даже по Центральному федеральному округу появились все памятники истории и культуры, не говоря уже о маршрутах.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Согласно выводам экспертов аналитической службы АТОР, большую роль в дальнейшей активизации внутреннего туризма играют федеральные проекты в сфере экскурсионного туризма, такие как «Серебряное ожерелье России», «Великий чайный путь», «Русские усадьбы» и др. Они, в свою очередь, состоят из цепочки брендовых региональных маршрутов, разработанных и протестированных экспертами Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры РФ.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Брендовые региональные маршруты, которые формируются в регионах, сегодня работают на приоритетную задачу привлечения платежеспособной туристической аудитории из столичных мегаполисов и из зарубежных стран.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><b><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Инструкция по сборке<o:p></o:p></span></b></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Если вы всерьез раздумываете, не попробовать ли себя на ниве экотуризма, приготовьтесь совершить следующие шаги:<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Шаг 1. Зарегистрируйтесь в качестве туроператора. Только в этом случае деятельность будет вестись законно. Если вы еще не уверены в своих силах, стоит пройти стажировку у опытных инструкторов в России или за рубежом.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Шаг 2. Сделайте подборку перспективных маршрутов по данным из открытых источников или создайте собственные маршруты. Существуют сайты формата <a href="https://besthike.com/">https://besthike.com</a> и <a href="https://sectionhiker.com/">https://sectionhiker.com</a>, на которых публикуются разборы пешеходных маршрутов от походов выходного дня до полноценного треккинга в горах на 20-30 дней. Российский предприниматель может взять готовый маршрут («Золотое кольцо», «Серебряное ожерелье» и пр.), воспользоваться рекомендациями сайта Russia.Travel или создать собственный сайт и построить маршруты, по которым он готов водить походы. Маршруты должны быть проверенными. Как и те, кто поведет по ним людей.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Шаг 3. Договоритесь о сотрудничестве с администрацией природоохранных зон, через которые будет проходить маршрут.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Шаг 4. Создайте насколько возможно унифицированное предложение: описание маршрута, его длительность, сложность. Продумайте список обязательного снаряжения и возможные ограничения для тех, кто захочет по нему пройти. На основе других предложений на российском рынке и отталкиваясь от собственных затрат на подготовку и тестирование маршрута определите цены.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Например, в Центральном федеральном округе шаблон маршрута может быть таким: встреча в Москве или Санкт-Петербурге, проверка обязательного снаряжения, трансфер на автобусе до начала маршрута, старт маршрута, привалы и ночевка только в установленных местах для кемпингов или в домах и базах отдыха, радиальные выходы, совмещенные с культурной и спортивной программой (научиться у местных бабушек печь пирожки, у кузнеца – делать несложные вещи в кузнице, провести футбольный матч с деревенской детворой и пр.). В конце тура – доставка группы на автобусе до точки города.<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Шаг 5. Тестирование маршрута. В качестве тестировщиков проще всего использовать себя – команду проекта – и знакомых из числа походников. <o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Шаг 6. Продвижение. Уже на этапе тестирования стоит начать рекламировать свой продукт. Ваша целевая аудитория – жители крупных городов и иностранцы. Именно эти категории туристов особенно падки на региональную специфику и лучше всего реагируют на «эко-».<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Заходить на экотуристический рынок имеет смысл, если вы сами интересуетесь походами, треккингом, сплавами, бывали в них и умеете работать с группами (поначалу придется работать самому или вкладываться в оплату труда инструкторов).<o:p></o:p></span></p>

<p class="MsoNormal" style="text-align: justify;"><span style="font-size: 12pt; line-height: 107%; font-family: "Times New Roman", serif;">Не стоит заниматься этим, если стоит перед вами стоит задача работать по удобной схеме, с пакетными предложениями. Не надо начинать, если вы считаете поездку на квадроцикле по лесу одной из возможных «экоуслуг». В любом случае, важно понимать, что выйти на самоокупаемость в первом же году вряд ли удастся.<o:p></o:p></span></p>