Искусство, интернет, кризис

Искусство, интернет, кризис

Стиль жизни 01 Окт 2012, 09:45
Искусство, интернет, кризис

Эффект «Ирисов»

Как бы то ни было, скупать все без разбора было бы глупо: рынок искусства всегда подвержен влиянию моды и эффекту мыльных пузырей, в связи с чем настоящую и прочную ценность нужно искать среди выдающихся произведений, которым присущи исключительное качество, символическое значение в истории искусства или немалая редкость. За последние 30 лет все те, кто, как и я, продавали картины великих мастеров, неоднократно могли убедиться в истинности этого утверждения.

Мне вспоминаются «Ирисы» Ван Гога, которые были выставлены на торги за 15 миллионов долларов, но ушли за сумму в 53,9 миллиона: все произошло 11 ноября 1987 года, всего несколько недель после «черного понедельника», когда Уолл-стрит потеряла в стоимости почти 30%… Вот и другой более недавний пример: этой весной на торгах в аукционных домах Christie’s и Sotheby’s вырученная сумма от продажи картин импрессионистов и произведений современного искусства всего за неделю достигла отметки в 1,1 миллиарда долларов, установив новые рекорды для Мунка, Колдера, Поллока, Ива Кляйна, Ротко, Лихтенштейна, Баскии и Рихтера.

Взрыв комиссионных

С другой стороны, рынок искусства переживает масштабные изменения из-за появления новых технологий. Виртуальные галереи, онлайн-торги и сайты с информацией о продажах множатся день ото дня, по рынку с триумфом шествует глобализация, а удаленные сделки в реальном времени играют все большую роль. При всем этом рынок искусства едва ли может похвастаться возросшей прозрачностью или доступностью.

На торгах сдача в хранение может оказаться столь же опасной, сколь и дорогой, потому что в нашу эпоху интернета на непроданных произведениях появляется клеймо. Тем не менее их стоимость оглашается лишь в редких случаях, а посредники, которых сейчас становится все больше, всеми силами стремятся раздуть цену. Так, например, комиссионные от продажи пастельного варианта «Крика» Эдварда Мунка составили 12,9 миллиона долларов… Это, конечно, крайний случай, однако он прекрасно отражает общую тенденцию.

Хотя в таких условиях частные сделки, которые не так рискованны и привлекают к себе гораздо меньше внимания, могут показаться привлекательнее (директор Christie’s International Стивен Мерфи публично признал, что сосредоточивает на этом все усилия), комиссионные в этой сфере тоже достигли заоблачных высот.

Цифровая революция

Надежность, которую может предложить искусство, не означает, что за него нужно отдать любые деньги. Цифровая революция привела к глубоким изменениям в поведении и ожиданиях потребителей. Я убежден, что в эпоху веб 2.0 будущее рынка искусства — это распространение менее затратных торговых операций, которое сделали возможным новые средства связи и ведения переговоров. Только они смогут привлечь электронных коллекционеров.

Если рынок сможет удовлетворить условия отслеживания и аутентификации произведений искусства, если на них можно будет «посмотреть» в рамках частных визитов, а оплата будет проводиться на счетах условного депонирования, я не вижу препятствий для распространения этого нового типа продаж. Инвестиции в качественные произведения искусства будут только в выигрыше.

Если мы хотим не выбыть из этой гонки, нам, торговцам, нужно принять во внимание все эти преобразования, а также извлечь все самое лучшее из появившихся сегодня у нас в руках новых инструментов, чтобы помочь рынку искусства модернизировать свою бизнес-модель и уверенно вступить в новую эру.

Антуан Ван Бек, президент и основатель торговой платформы ArtViatic.com

Материал Иносми.ру

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться