Альтернативные инвестиции в искусство

Альтернативные инвестиции в искусство

Стиль жизни 18 Мар 2014, 11:08
Альтернативные инвестиции в искусство

«Русская улица» впервые появится на крупнейшей выставке прикладного искусства Mostra Internazionale dell’Artigianato, которая пройдет во Флоренции с 24 апреля по 1 мая. Это одна из старейших рукодельных выставок Европы, она проводится ежегодно в течение вот уже почти семидесяти лет.

В 2014 году на этой выставке впервые будут представлены изделия российских мастеров, которые привезут объекты дизайна, коллекционных кукол, старинные мягкие игрушки, сутажную вышивку и многое другое.

Ежегодно на выставке Mostra Internazionale dell’Artigianato представлено более 800 экспонатов от мастеров со всего света, она неизменно пользуется популярностью среди туристов, коллекционеров и даже профессиональных арт-дилеров и антикваров. Так, в  2013 году выставку посетили более 150 тысяч человек. В этом году ожидается еще больше. Коллекционеры, галеристы и арт-дилеры активно посещают подобные выставки в поисках интересных и редких объектов, которых не встретишь в художественных галереях или на знаменитых арт-ярмарках. А некоторые даже умудряются сделать целое состояние, вводя в оборот рынка новые коллекционные тренды. Так, сегодня одним из самых перспективных с точки зрения инвестиций является огромный сегмент декоративно-прикладного искусства. И, если, к примеру, изделия фирмы Фаберже или Овчинникова, на протяжении почти ста лет имели многочисленных поклонников, а значит и довольно высокие цены, то такие бренды как советский агитационный фарфор относительно недавно стал значимым предметом интереса коллекционеров, а русским авторским куклам, лишь предстоит занять достойное место.

!cid_BACA5EBD-25B9-4F47-9E17-650CCDD4528E.jpg

ИНВЕСТИЦИИ В ИСКУССТВО

Интерес к альтернативным инвестициям в арт-объекты и антиквариат особенно возрастает в периоды экономической турбулентности. И, по мнению аналитиков, этому есть вполне логичное объяснение. Люди стараются диверсифицировать свои портфели и внимательнее присматриваются к нестандартным сегментам для инвестиций. Предметы искусства и антиквариата оказываются в довольно выигрышной позиции: если угадать тренд, а еще лучше его создать, то можно не только сохранить вложения, но и неплохо заработать.

Пример тому работы старых мастеров, импрессионистов и модернистов, которые давно рассматриваются на финансовом рынке в качестве «голубых фишек» и приносят стабильный доход 10–15% годовых. Это наименее рисковый вид инвестиций, но у него есть и свои минусы.

Во-первых, порог входа начинается с миллионов долларов, во-вторых, на этом рынке большая конкуренция за топовые работы и довольно много подделок, и, наконец, содержание подобных арт-собраний удовольствие не из дешевых.

Можно вложить деньги и в современное искусство, которое, хотя и обладает большей волатильностью,  имеет серьезные перспективы роста. Например, после того как один из самых дорогих современных авторов Герхард Рихтер в 1997 году получил в Венеции Золотого Льва, цены на его работы в течение года выросли на 400%. Правда, угадать потенциал современного искусства крайне сложно.

Например, эксперты банков, которые инвестируют в современное искусство, считают, что если 10% банковского собрания будет продано по ценам, значительно превышающим вложения, то коллекцию можно считать успешной. Правда, у банковских коллекций все же на первом месте стоит не заработок, а пиар и имидж, так как большинство крупных банков поддерживают прежде всего национальных художников.

Тем не менее многие банки начиная с 2008 года после кризиса стали расставаться со своими собраниями и часто с большой прибылью. Пару лет назад «Коммерцбанк» продал скульптуру «Идущий человек» Альберто Джакометти примерно за 60 миллионов долларов.

«Современное искусство — это венчурные (рисковые в долгосрочной перспективе) инвестиции, а вложения в антиквариат — надежны. Даже в кризис высококачественный антиквариат остается надежным вложением: цены могут прекратить рост, но не упадут. Были большие проблемы с ликвидностью в сегменте средних и низкокачественных произведений, поэтому потеряли те, кто кинулся продавать свои вещи», — считает Егор Молчанов, эксперт по инвестициям в искусство ARTinvestment.ru.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ

Начинающим инвесторам в области искусства советуют не увлекаться серьезными вложениями в уже раскрученные имена и периоды, и осторожно экспериментировать с contemporaryart, присмотреться к недооцененным сегментам, таким как прикладное искусство, букинистика, фалеристика или бонистика.

Если говорить о прикладном искусстве, то в последнее время на рынке отмечается большой интерес к стеклу (например, работам француза Эмиля Галле или мастеров завода Кузнецова), фигуркам из кости мамонта и даже такому редкому виду коллекционирования, как антикварные куклы.

«Продолжающийся мировой финансовый кризис приведет к тому, что предметы антиквариата в ближайшее время подорожают на 20–25% и станут одной из наиболее выгодных инвестиций. В тренде будут фарфор и стекло, элитное вино, антикварные книги и нумизматика», — считает основатель Восточно-Европейского Антикварного Дома Сергей Юнин.

КУКОЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Об интересе к куклам как объекту коллекционного интереса свидетельствуют многочисленные выставки, которые проходят как в России, так и за границей.

Огромный интерес вызвали недавно открывшиеся выставки кукол в Мурманском областном художественном музее и в доме-музее Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, в Тульской области. Впервые в рамках знаменитой флорентийской ярмарки Mostrainternazionaledell’Artigianato в конце апреля примут участие российские дизайнеры, которые привезут своих уникальных кукол и организуют «русскую улицу».

Известный коллекционер кукол Лариса Дроздова, в собрании которой порядка 250 уникальных кукол и домиков, созданных в период с XVIII века до наших дней, считает, что эту область очень перспективной для вдумчивых собирателей.

«Не важно, собираете вы антикварных кукол, созданных мастерами прошлого, или авторские произведения современных художников, никогда не стоит покупать проходную вещь», — пояснила Лариса Дроздова.

По ее словам, именно уникальность (в случае антикварной куклы знаковое имя, а если речь идет о современном произведении — единичный или ограниченный несколькими экземплярами тираж) и является залогом интереса со стороны других коллекционеров. А значит, подобные экземпляры со временем будут только дорожать.

Изделия современных мастеров нисколько не уступают антикварным, а стоят, порой, в разы дороже. Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана знаменитым французским художником Эдгаром Дега в 1881 году. Это была восковая фигурка «Маленькая танцовщица», представленная на выставке импрессионистов в Париже.

Хорошо, если кукла имеет провенанс, так экземпляр из коллекции актрисы Деми Мур или модельера Кара Лагерфельда, будет стоить на 30–70% дороже.

«Впрочем, самое главное, это вкладывать деньги в те произведения кукольного искусства, которые вам нравятся. Именно это залог первоклассной коллекции имеющей свое лицо», — считает эксперт.

Кстати, именно эта позиция — инвестировать в то, что нравится самому, как показывает практика и является самой перспективной.

Все самые дорогие коллекции, которые появлялись на рынке за последние 20 лет, были прежде всего авторскими, а не инвестиционными. По мнению ряда экспертов, если заниматься собирательством с мыслью о дальнейшей выгодной продаже, то в большинстве своем коллекция не имеет своего лица. И это огромный минус. В этом смысле гораздо ценнее, когда в собрании чувствуется личность коллекционера, когда видно, что в него вложены не только деньги, но и время, и силы, и вкус, и знания.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться