Какие перспективы у круизного бизнеса в России?

Какие перспективы у круизного бизнеса в России?

Круизные операторы могут выдохнуть спокойно. Стагнация кризисных 2014–2015 годов успешно преодолена. И уже 2016 год вывел этот «плавучий» сегмент туризма в плюс, значительно опередив динамику «наземного».
Путешествия / Елена Пылаева 01 Июл 2018, 19:05
Какие перспективы у круизного бизнеса в России?

В 2017 году положительный тренд закрепился: прирост бронирований на морские круизы составил около 30%, а на речные – до 45%. Да и текущий сезон сулит бизнесу только позитив. Даже подорожание топлива, по мнению аналитиков, не должно повлиять на стоимость путевок в этом году, а значит, отпугнуть потенциальных клиентов. Ведь круизные компании, просчитав свой рост, запаслись им заблаговременно.

Плюсы и минусы

Участники рынка приятно удивлены происходящим, но объяснить сей феномен затрудняются. С одной стороны, экономического чуда в стране пока еще не случилось, но с другой – объемы продаж растут, особенно в сегменте речных круизов. И хотя прошлогоднее лето выдалось прохладным, и были опасения, что это повлияет на спрос, загруженность теплоходов составила рекордные 90–95%. Таким образом, навигация-2017 даже превзошла ожидания бизнеса на 10%.

К числу позитивных факторов следует отнести и растущую глубину продаж. Если ранее сограждане бронировали туры максимум за 6–7 месяцев до их старта, то сейчас почти за год вперед. К примеру, уже в начале 2018 года расходились как горячие пирожки популярные новогодние круизы по теплым морям.

Несомненным катализатором роста стал мундиаль. Задолго до его начала поступали заявки от болельщиков на круизы по Волге. Была даже идея организовать по реке их перемещение по «городам-стадионам», но не сложилось.

Не стоит сбрасывать со счетов и усилия самого круизного бизнеса, который не останавливается на достигнутом, а все время находится в креативном поиске новых маршрутов и нестандартных программ. Тщательно изучаются запросы клиентуры всех возрастных категорий: от детей и молодежи до пенсионеров. На этой основе и формируются предложения. Компании не только расширяют географию путешествий, но и предлагают тематические круизы. Например, есть такой турпродукт на рынке: «В гости к российским фермерам», где во время каждой стоянки гостей отвозят в местные деревенские хозяйства. А к услугам тех, кто во время плавания хочет еще и оздоровиться – теплоход-пансионат, где можно совместить отдых с лечебно-профилактическими мероприятиями. Или же другая тема – «Пивной разгуляй».

И конечно же, развитие круизного бизнеса невозможно без строительства новых современных судов. Так, новый теплоход «Князь Владимир» в прошлом году буквально спас черноморское направление от «вымирания». Сейчас в России строятся еще три судна, включая «Петр Великий», который будет спущен на воду в 2019 году. Этот массивный теплоход будет ходить по Каспийскому, Азовскому и Черному морям, объединяя в круизе, пять стран.

Однако есть моменты, тормозящие процесс. Дело тут не только в неустойчивой стабильности экономической ситуации в стране и, соответственно, благосостоянии граждан. Подчас турагенты, с которыми сотрудничают крупные игроки, обладают недостаточными знаниями в области круизов и попросту не хотят реализовывать этот специфический продукт на рынке.

А еще на рынке присутствует такое явление как пиратство. Компании по интернету предлагают «левые» экскурсии туристам по ценам, существенно ниже, чем у круизного оператора. При минимальных затратах и усилиях они фактически снимают «сливки» с прибыли других.

Мешают и былые стереотипы: дескать, круизный отдых элитарен и очень дорог. А также низкая информированность самих россиян в отношении этого вида отдыха.

Куда плывем?

И все-таки круизному бизнесу есть на кого опереться. «Армия» путешествующих по морям и рекам насчитывает порядка 600 тыс. человек в год, включая не только россиян, но и иностранцев. И география тут самая обширная.

Весной и летом традиционной популярностью пользуются круизы по Средиземноморью (как Западному, так и Восточному) и Северной Европе с заходом в норвежские фьорды. А вот ближе к зиме спрос смещается в «пляжные» регионы: Карибы, Персидский залив, теплые азиатские моря.

К самым востребованным речным направлениям относится, конечно же, Волга. И здесь есть свой безусловный лидер – Татарстан. Благодаря успешным работам по углублению дна реки, круизные теплоходы теперь могут беспрепятственно заходить в Болгары – древнюю жемчужину Республики. Соответственно, были открыты новые причалы и модернизирована прибрежная инфраструктура. Казань, Болгары и остров-град Свияжск по праву считаются золотым «треугольником» Татарстана.

Впрочем, можно поплавать по рекам и каналам в Европе. На рынке есть и такое предложение, а именно бронирование плавучих домов-катеров: от эконом-«лодок» до судов-«вилл».

К числу перспективных направлений эксперты также относят круизы по Балтике и Черному морю. Кстати, планируется запуск круизов «российского подчинения с заходами в Стамбул, что эксперты называют «революционным шагом», востребованным рынком. Растет популярность Дальнего Востока и экзотической Арктики. На более дальнюю перспективу планируется продвижение круизов по Каспию.

Тренды на рынке

Круизные путешественники относятся к числу возвратных, они очень лояльны. Так что этот сегмент туристического рынка достаточно стабилен. Если в 2016 году спрос на туры (особенно внутренние) можно было отчасти объяснить закрытием Египта и Турции, то в 2017 году интерес рос уже осознанно, независимо от внешних факторов.

Участники рынка отмечают, что за последние годы время пребывания в круизе «сжалось» до недели. Так, на каждый двухнедельный круиз приходится 5–7 «семидневок». В общем-то, это мировой тренд. На самых популярных (прежде всего бюджетных) направлениях до 90% именно таковых.

Увеличилось число россиян, владеющих «длинной» действующей шенгенской или американской визой. Соответственно, «горящие» круизы в нынешнем сезоне будут востребованы.

В сегменте морских путешествий некоторые операторы заметили почти 120-процентный рост круизного потока из России. В речном, в свою очередь, наблюдается приток иностранцев, прежде всего из азиатских государств. Впрочем, они все охотнее заходят и в наши порты на своих морских лайнерах.

Что касается соотношения морских круизов к речным, то первым принадлежит пятая часть рынка, а вторым – все остальное. Ежегодно по рекам путешествует порядка 100 тыс. иностранцев и 300–400 тыс. россиян.

Динамичный рост сегмента морских и речных круизов трудно переоценить. Таким образом, отрасль становится все более привлекательной для инвестиций со стороны бизнеса. Особенно это актуально для небольших городков, которые включаются в круизные маршруты. Улучшение инфраструктуры и внешнего вида делают их привлекательными как для россиян, так и для иностранцев. Что дает дополнительный импульс развитию всего внутреннего туризма.

Растущий спрос на круизы стимулирует и судостроение. А это дополнительные рабочие места для широкого круга специалистов: от морских техников до инженеров. А новый теплоход требует, в свою очередь, и новый штат: от капитана и его команды до персонала, обслуживающего путешественников.

Отечественный круизный бизнес оправился от кризиса. И уже с 2016 года демонстрирует уверенный рост как в морском, так и речном сегменте. В перспективе позитивный тренд сохранится.

Круизы в цифрах

$93 тыс. (почти 6 млн руб.) стоит самый долгий в мире кругосветный круиз, который стартует 31 августа 2019 года в Лондоне и продлится 245 дней. Пассажиры посетят 113 городов 59 стран мира. Оператор Viking Ocean Cruises уже объявил о начале бронирования.

$3100 стоил в 1912 году билет на «Титаник» в каюте 1-го класса, что на сегодняшний день соответствует $124 тыс. Цена 3-го класса была 32 доллара или в современном эквиваленте $1300. Чуть более трети пассажиров и членов экипажа спаслось после столкновения судна с айсбергом.

600 тыс. человек составляет клиентскую базу круизного рынка, включая россиян и иностранцев. Пятая часть из них путешествует по морям, а остальные – по рекам.

20–40% прогнозируемый рост круизного рынка в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

7–11 дней – самая комфортная продолжительность круиза, как считают эксперты. За это время отдыхающие совершают путешествие и сохраняют какое-то количество дней отпуска.

78 400 руб. – минимальная стоимость 19-дневного круиза Москва – Астрахань – Москва на теплоходе «Георгий Жуков». В программе плавания города Мышкин, Ярославль, Городец, Нижний Новгород, Казань, Тольятти, Волгоград, Никольское, Саратов, Самара, Болгары, Чебоксары, Козьмодемьянск, Плёс, Кострома, Коприно, Углич.

200 евро в среднем оставляет круизный турист в порту захода судна.

Истоки круиза

Эпоха великих географических открытий XV–XVI веков сделала привлекательным плавания в дальние страны. Богатые люди в поисках приключений и для отдыха снимали каюты судов, а иногда даже снаряжали свои собственные корабли. Но такие путешествия еще были очень далеки от современного понимания слова «круиз».

А в середине 30-х годов XIX века появляются регулярные прогулочные рейсы из Англии в Исландию и первые специализированные круизные компании. К началу XX века пришло понимание, что для отдыха состоятельных людей обычное пассажирское судно не подходит. Первым кораблем, построенным специально для круизов, стал лайнер Prinzessin Victoria Luise, который обслуживал путешественников круглый год, меняя лишь страны.

Однако катастрофа «Титаника» и гибель парохода «Lusitania» с туристами на борту привели к спаду круизного бизнеса. Его второе рождение пришлось на 70-е годы прошлого века. Именно тогда была реализована идея круизов, насыщенных развлечениями и ориентированных на средний класс.

Первым русским туристом считают Антона Павловича Чехова. После своего путешествия на Сахалин он возвращался домой круизным путем по Индийскому океану, Средиземному и Черному морям, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь.

Первый советский круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и Стамбул состоялся в 1930 году. В группу входило более двухсот передовиков производства. Туристам читали лекции о международном положении, проводили политинформации, рассказывали о странах, мимо которых они проплывали.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться