Почему компании покупают искусство и собирают собственные коллекции

Почему компании покупают искусство и собирают собственные коллекции

Одно из самых ранних упоминаний о покровительстве искусствам содержится в Ветхом Завете, где описано как Царь Саул, основатель единого Израильского царства и первый царь народа Израиля, оплачивал искусному инструменталисту Давиду создание и исполнение музыкальных произведений на лире. С тех пор в течение тысячелетней истории человечества меценатство и коллекционирование является неотъемлемой составляющей культурного процесса, а патронаж искусств – социальным институтом.
Эксперты / Константин Зайнулин 09 Фев 2019, 16:00
Почему компании покупают искусство и собирают собственные коллекции

Во Флоренции XV–XVI веков покровительство искусству вменялось знати в гражданскую обязанность. Искусство эпохи Возрождения обязано появлению на свет французской королеве Екатерины Медичи, а роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане - заказу Микеланджело Папы Римского Сикста IV.

Если говорить о более близком к нам историческом периоде, то на ум сразу приходит Музей Гуггенхайма, созданный в 1937 году в Нью-Йорке бизнесменом Соломоном Гуггенхаймом на основе своей частной коллекции «непредметной живописи», состоявшей в основном из работ таких великих абстракционистов, как Кандинский и Мондриан.

Вспомним и российские примеры: щедрые меценаты середины XIX – начала XX веков внесли огромный вклад в развитие искусства и сохранения для потомков культурного наследия нашей страны. Назовем лишь пять имен в этом ряду: коллекционер русской живописи Павел Третьяков (1832–1898); основатель первой в России частной оперы и один из создателей Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина) Савва Мамонтов (1841–1918); покровитель МХТ Савва Морозов (1862–1905); коллекционер и создатель Театрального музея Алексей Бахрушин (1865–1929); просветитель и охранитель традиционных народных ремесел Мария Тенишева (1858–1928).

Однако предметы искусства могут собирать не только частные лица, но и целые компании. Сегодня – это большое и серьезное направление в арт-индустрии.

Все началось с Рокфеллера…

Понятие корпоративных коллекций искусства появилось в середине 1950-х годов, когда Дэвид Рокфеллер решил, что «Chase Manhattan Bank» должен начать приобретать искусство. Но тогда это было в некоторой степени прихотью президента банка, пусть и с опорой на экспертное мнение специалистов по искусству. Произведения живописи, приобретенные «по личному вкусу» Рокфеллера, хранились в штаб-квартире банка, скрытые от глаз общественности и большинства сотрудников.

Другие банки и финансовые корпорации последовали его примеру и начали активно приобретать произведения искусства.

В 1960-х и 1970-х годах картины и скульптуры использовались в основном в интерьерных целях и, наравне с дорогой мебелью и отделкой в офисе, являлись признаком финансовой успешности предприятия. Согласитесь, что картина, размещенная в переговорной, является удачным способом начать разговор с деловым партнером, подчеркивающим к тому же ваш солидный статус и хороший вкус.

К 1980-м годам корпоративное коллекционирование стало «правилом хорошего тона», и корпорации из списка «Топ-500» стали рассматривать свои коллекции искусства как элемент стратегии по связям с общественностью. Инвестиции в модного художника несли месседж о динамичности компании и о ее готовности отвечать современным тенденциям. Приобретение же работ молодых, начинающих художников рассматривалось как отличный способ показать благотворительную сторону бизнеса.

Организовывались специальные показы и выставки, куда приглашались клиенты и деловые партнеры. Предметы коллекций находили свое визуальное отражение в элементах фирменного стиля, становились частью неотъемлемой бренда компаний. Было открыто множество корпоративных галерей и выставочных пространств, в результате чего к предметам искусства стал возможен доступ широкой публики. Для того чтобы гарантировать, что корпоративная коллекция сохранит свою уникальность и ценность даже в случае смены руководства и собственников, важную роль при решении вопросов о покупке того или иного произведения стали играть искусствоведы и культурологи.

Ряд компаний-коллекционеров проводили благотворительные акции: особо ценные предметы искусства передавались в музеи в качестве общественного достояния. Не всегда это происходило по доброй воле компании-коллекционера. Так, крупный международный голландский финансовый когломерат «ING Group» в результате финансового кризиса 2008 года был вынужден отказаться от страхового направления деятельности, оставив за собой только услуги в сфере банковской деятельности и управления недвижимостью. В результате сокращения филиальной сети и, как следствие, отсутствия мест и условий для хранений произведений искусства коллекция компании по всему миру была сокращена с 25 тыс. до 10 тыс. экспонатов. Высвободившиеся произведения искусства были пожертвованы музеям, медицинским и образовательным учреждениям.

В наше время, начиная с 2000-ных годов, деятельность по коллекционированию стала еще и элементом внутрикорпоративной культуры. Вместо того, чтобы покупать искусство, которое впечатлит клиентов, компании теперь вкладывают средства в искусство, которое мотивирует сотрудников и создает необходимую рабочую атмосферу. Не только в офисе: норвежский газовый гигант «Statoil» размещает работы современных художников на своих морских буровых платформах, чтобы вдохновлять и радовать рабочих. Ряд компаний организуют и финансируют проведение постоянных творческих резиденций для художников. Так, крупный разработчик программного обеспечения «Adobe» и Компания «Facebook», владеющая одноименной социальной сетью, на конкурсной основе отбирают художников-резидентов, которые создают на стенах их офисов граффити. Эти рисунки призваны украсить пространство и передать культуру компании.

Самые известные корпоративные коллекции в мире

«Deutsche Bank» владеет одной из самых больших коллекций произведений искусства в мире. Коллекция начала формироваться в 1979 году и сейчас в ней представлено более 5 000 художников 40 стран, и около 60 000 работ , которые можно увидеть более чем в 920 отделениях банка в 45 странах мира. В Берлине расположено собственное выставочное пространство банка – «Deutsche Bank KunstHalle».

В коллекции UBS – 35 000 предметов живописи, скульптуры, фотографий, инсталляций и видео. Часть произведений украшают офисы банков UBS в разных странах. Общая стоимость коллекции оценивается в свыше $220 млн.

Коллекция «Bank of America» является одной из крупнейших в области современного искусства. В рамках маркетинговой стратегии «Bank of America» выходит за пределы своей собственной коллекции: раз в месяц он предлагает своим клиентам возможность бесплатного посещения различных музеев на территории своего присутствия.

Но в этом списке не только финансовые корпорации, но и например, люксовый бренд «Louis Vuitton». Его собственный музей современного искусства в Париже открывал в октябре 2014 года президент Франции Франсуа Олланд. Само здание музея тоже является ярким образцом европейской архитектуры нового столетия.

Российские компании-коллекционеры

Как и во всем мире, наиболее интересные собрания искусства в России находятся в собственности банков. Сейчас корпоративных коллекций не так уж и много – основной их расцвет в России пришелся на начало 1990-х годов, но в результате финансового кризиса 1998 года все они перестали существовать.

Рассказывают, что имеющаяся у «Инкомбанка» коллекция произведений искусства сыграла решающую роль при заключении крупной сделки с американскими партнерами. Последние при изучении годового отчета российского банка обнаружили листы с репродукциями приобретенных кредитным учреждением картин. Это сформировало у американских коллег имидж «Инкомбанка» как надежного партнера. 

Считается, что «Инкомбанк» владел одним из лучших в истории современной России корпоративным собранием произведений искусства, «жемчужиной» которого был четвертый вариант «Черного квадрата» Малевича. «Инкомбанк» лишился лицензии 29 октября 1998 года, вскоре суд признал его банкротом, а имущество банка, в том числе и коллекция предметов искусства, было выставлено на торги. Эксперты порекомендовали продавать собрание через каталожный аукцион. Коллекцию разделили на «ценные» и «малоценные» предметы. В первую группу вошли произведения старых мастеров и наиболее важные произведения современных художников (около 200 работ). Во второй части коллекции оказалось большое количество очевидно недооцененных предметов современного искусства (около 850 работ).

Торги прошли в 2002 году. Сначала распродавались произведения, признанные «малоценными». Из-за недостатка информации о торгах в аукционном зале собралось немного людей, среди которых еще меньше было ценителей и знатоков. В результате продано 846 предметов за беспрецедентно низкую сумму в $71 тыс. Затем прошли основные торги произведений из «первой категории».

За день до аукциона по распоряжению Минкульта России с аукциона был снят главный лот – «Черный квадрат» (позднее его за $1 млн приобретет Владимир Потанин и передаст Эрмитажу). Общая сумма торгов составила $1,4 млн. В тот день было сделано несколько крупных покупок, например, Зураб Церетели приобрел автопортрет Малевича и портрет его жены за $600 тыс. и за $90 тыс. соответственно, что в 100 раз дороже, чем некогда заплатил за них «Инкомбанк».

Образцами нового поколения можно считать коллекции «Газпромбанка», «ЮниКредитБанка» и «СДМ-банка». Их примеры говорят о том, что корпоративное коллекционирование в России постепенно становится социально ответственным.

«Газпромбанк» собирает коллекцию современного российского искусства, как он сам заявляет, «для сохранения культурного наследия страны» и «развития инновационных моделей мышления». Собрание включает знаковые произведения конца XX – начала XXI века: живопись, скульптуру, инсталляцию, фотографию и видео. В корпоративной коллекции более 900 произведений. Стоимость экспонатов составляет до нескольких десятков тысяч долларов. Банк стал членом Международной ассоциации корпоративных коллекционеров современного искусства (IACCCA), принял участие в многочисленных российских и зарубежных выставочных проектах.

«ЮниКредитБанк» собирает русское искусство 20-х – 30-х годов – независимый поставангард, который в свое время не был официально признан, но имеет сейчас высокую художественную ценность. В коллекции есть работы художников, чьи имена стали символами направления. Одну из самых дорогих работ однажды оценили в €1 млн и даже хотели выкупить.

Русские художники от 1953 года до современности представлены в коллекции «СДМ-банка». В основе собрания – русский реализм, но четкой концепции нет. Стоимость работ варьируется от $10 до $100 тыс.

Поддержку молодому искусству оказывает с 2015 года российский филиал швейцарского банка Credit Suisse, однако его коллекция в России небольшая.

Зачем компании нужна коллекция предметов искусства?

1. Повышение мотивации и продуктивности сотрудников

Корпоративные коллекции произведений искусства могут помочь сотрудникам взглянуть на свою работу по-другому, способствовать творчеству и внедрить креативный фактор в культуру компании. Сам факт наличия коллекции представляет для членов трудового коллектива предмет особой гордости.

Все это позволяет работодателю привлекать новые таланты и удерживать текущих. Кроме того, сегодня, когда многие хотят работать удаленно, произведения искусства, размещенные в офисе, могут стать тем стимулом, благодаря которому сотрудники будут с радостью начинать новый рабочий день именно здесь, а посетители увлеченно участвовать в ознакомительной экскурсии по офису.

Проведено много исследований о влиянии искусства на удовлетворенность сотрудников. Результатом исследования Школы психологии Эксетерского университета, например, стал вывод о том, что искусство способно повысить производительность сотрудников на 17%. В другом исследовании, проведенном Бизнес-школой Городского университета Лондона, более 64% сотрудников согласились с тем, что искусство на рабочем месте заставляет их чувствовать себя более мотивированными на работе. Также было зафиксировано положительное влияние искусства на то, чтобы сотрудники были довольны, так как более 80% опрошенных сказали, что произведения искусства улучшают их самочувствие.

2. Укрепление репутации организации

Еще один аргумент в пользу коллекционирования искусства заключается в том, что оно оказывает положительное влияние на имидж и деловую репутацию организации.

При грамотном подходе, клиенты и широкая публика устанавливают прямую связь между коллекцией произведений искусства организации и ее деятельностью, продуктами и услугами/брендом. Искусство может лежать и в основе программы корпоративной социальной ответственности.

В качестве показательного примера можно привести историю создания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Началом формирования экспозиции музея положила покупка российским предпринимателем Виктором Вексельбергом в 2004 году коллекции произведений Фаберже, принадлежащей потомкам американского миллиардера Малкольма Форбса (1914–1990).

Форбс был страстным коллекционером изделий фирмы Фаберже, потратившим несколько десятков лет на их поиск и приобретение на крупнейших мировых аукционах. В 2004 году его коллекция должна была быть выставлена на аукцион для продажи в виде отдельных лотов. Однако представителям Вексельберга удалось договориться о продаже коллекции Форбса единым лотом. Таким образом, уникальная коллекция шедевров Фаберже была не только спасена от «распыления» по всему миру, но и вернулась в Россию благодаря частному коллекционеру.

На основе коллекции, приобретенной у Малкольма Форбса, было решено создать экспозицию Музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Для размещения экспозиции был выбран дворец Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге, в котором до этого находился Дом дружбы. Фонд «Связь времен» заключил с администрацией Санкт-Петербурга соглашение о передаче дворца в аренду фонду сроком на 50 лет. В 2006 году стартовала реставрация его строений, продолжавшаяся 7 лет и стоившая около 1,2 млрд руб., ремонт производился без привлечения государственных средств.

3. Искусство как инвестиция

Лишь немногие компании собирают произведения искусства, главным образом, для возврата инвестиций. Для корпораций, владеющих по настоящему ценным собранием искусства, сам факт вложения денег в коллекцию не рассматривается как часть бизнеса – для них это второстепенный аспект. Поэтому большинство компаний лишь ставит произведения искусства на баланс как имеющееся основное средство, но не отслеживают изменение их рыночной стоимости и не рассматривают их для инвестиционных целей.

Несмотря на это, важно помнить: ежегодный объем только российского художественного рынка (включая антиквариат) оценивается в пределах $1,5 млрд. Девелоперам также известно, что объект социально-культурной направленности (будь то художественная галерея, музей, небольшой концертный зал или театр), расположенный на части площадей торгового или офисного комплекса, лишь увеличивает его привлекательность и рыночную стоимость.

А что если взять в аренду?

Владение собственной коллекцией требует существенных финансовых вложений и определенных организационных усилий. Именно поэтому сегодня получили распространение специализированные компании по прокату предметов искусства, которые предоставляют возможность арендовать одно или несколько произведений искусства для показа в офисе в течение ограниченного, заранее определенного периода времени. Предлагаемый ассортимент позволяет выбирать между широким спектром предметов: от старинных антикварных работ до современных художников. Цена аренды зависит от стоимости произведения искусства, количества арендуемых предметов и срока действия договора.

Многие компании предлагают некое абонентское обслуживание – услугу ротации произведений искусства внутри офисных помещений. Это особо интересно, поскольку согласно последним исследованиям в области нейробиологии, рабочее пространство, в котором работники находятся ежедневно, необходимо периодически визуально изменять – изменения в повседневной обстановке являются для человека стимулом для активизации когнитивной деятельности.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться