Как открыть готовый бизнес

Как открыть готовый бизнес

Наши эксперты Екатерина Шестакова и Анна Яворская рассказывают, с чем можно столкнуться при открытии готового бизнеса в России и на что стоит обратить внимание.
Эксперты / Екатерина Шестакова, Анна Яворская 08 Мар 2019, 14:00
Как открыть готовый бизнес
<p>
<b>Стоит ли работать по франшизе</b>
</p>
<p>
     Покупая франшизу известного бренда, вы получите четкий план того, как сделать успешный бизнес, который принесет прибыль в течение нескольких лет. По официальным статистическим данным, начинающие предприниматели, которые выбрали в качестве развития своего бизнеса франчайзинговую модель, экономят до 5 лет на развитие собственной компании.
</p>
<p>
<i>Из неявных плюсов еще можно выделить:</i>
</p>
<p>
     1.         обучение персонала у компании-франчайзера;
</p>
<p>
     2.         наличие проверенных поставщиков;
</p>
<p>
     3.         рекламную кампанию в рамках бренда.
</p>
<p>
     Франчайзинговая статистика несколько иная, нежели в реальном бизнесе. Порядка 60% бизнесов по франшизе оказываются успешными. При этом 30 из 40 оказываются в убытке из-за собственных ошибок, вследствие отклонения от бизнес-плана франчайзера. А оставшиеся 10% неправильно выбирают регион для продвижения бизнеса. То есть, если выбрать правильный регион и полностью следовать советам компании, бизнес будет приносить стабильный доход. Но помимо плюсов есть несколько существенных минусов, которые могут отсеять большинство начинающих бизнесменов.
</p>
<p>
     Для сведения! По данным Международной ассоциации франчайзинга, в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость – около 12 млн чел. Франчайзинговые фирмы создают около 13% ВВП. Некоторые крупные фирмы-франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров-франчайзи. Согласно данным ТПП США, 97% франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60% нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период .
</p>
<p>
<i>Есть и минусы от покупки франшизы, это:</i>
</p>
<ul type="disc">
    <li>цена,</li>
    <li>жесткие условия,</li>
    <li>права франчайзи....,</li>
    <li>ограничения в выборе...,</li>
    <li>расходы.</li>
</ul>
<p>
     Задумываясь об открытии бизнеса по франшизе, необходимо изучить правовое регулирование такого соглашения. Франчайзинг в России – это относительно новое направление в бизнесе, поэтому законы, имеющие прямое отношение к этому виду деятельности, пока не приняты. Для российского бизнеса подходит понятие «коммерческая концессия», принципы которой прописаны в главе 54 ГК РФ. Но это не является серьезной правовой формой, и поэтому некоторые предприниматели пытаются выдать за франшизу абсолютно иное направление в бизнесе, не имеющее к торговой марке абсолютно никакого отношения. Так что необходимо уяснить, что создание франшизы должно быть подтверждено письменным соглашением, где прописаны права сторон.
</p>
<p>
<b>Алгоритм открытия бизнеса по франшизе</b>
</p>
<p>
     1. Выбираем сферу – производство, услуги, розничная торговля, общественное питание и т.д.
</p>
<p>
     2. Выбираем франшизу. Для этого необходимо выяснить, каковы стоимость франшизы и основные показатели франчайзера, есть ли конкуренция.
</p>
<p>
     3. Связываемся с франчайзером.
</p>
<p>
     4. Подписываем договор франшизы. В договоре прописываются: объем инвестиций, размер паушального взноса и роялти, порядок и объем помощи со стороны франчайзера (рекламные материалы, обучение персонала, помощь в установке и наладке оборудования и т.п.), требования к франчайзи (размер помещения, прочие его характеристики, количество персонала, объемы закупок и т.п.)).
</p>
<p>
     5. Оплачиваем паушальный взнос и запускаем бизнес.
</p>
<p>
</p>
<table class="MsoNormalTable" cellspacing="0" cellpadding="0" width="618" style="border-collapse:collapse;mso-table-layout-alt:fixed;mso-padding-alt: 0cm 0cm 0cm 0cm">
<tbody>
<tr style="mso-yfti-irow:0;mso-yfti-firstrow:yes;height:21.1pt">
    <td width="142" valign="top" style="width:106.35pt;border:solid #004181 1.0pt; mso-border-alt:solid #004181 .5pt;background:#F1F1F2;mso-shading:windowtext; mso-pattern:solid #F1F1F2;padding:5.65pt 2.85pt 5.65pt 2.85pt;height:21.1pt">
        <p class="MsoNormal">
<b><span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family:"Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Критерий</span></span></b>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
    <td width="477" valign="top" style="width:357.45pt;border:solid #004181 1.0pt; border-left:none;mso-border-left-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-alt:solid #004181 .5pt; background:#F1F1F2;mso-shading:windowtext;mso-pattern:solid #F1F1F2; padding:5.65pt 5.4pt 5.65pt 5.4pt;height:21.1pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<b><span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family:"Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Описание</span></span></b>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
</tr>
<tr style="mso-yfti-irow:1;height:22.7pt">
    <td width="142" valign="top" style="width:106.35pt;border:solid #004181 1.0pt; border-top:none;mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-alt:solid #004181 .5pt; padding:2.85pt 2.85pt 2.85pt 2.85pt;height:22.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Известность бренда</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
    <td width="477" valign="top" style="width:357.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid #004181 1.0pt;border-right:solid #004181 1.0pt; mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-left-alt:solid #004181 .5pt; mso-border-alt:solid #004181 .5pt;padding:2.85pt 5.4pt 2.85pt 5.4pt; height:22.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Это самый очевидный фактор при выборе франшизы. Именитые торговые марки на слуху у всех. Известность бренда значительно сокращает возможные затраты на маркетинг, увеличивает доверие клиентов.</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
</tr>
<tr style="mso-yfti-irow:2;height:13.7pt">
    <td width="142" valign="top" style="width:106.35pt;border:solid #004181 1.0pt; border-top:none;mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-alt:solid #004181 .5pt; padding:2.85pt 2.85pt 2.85pt 2.85pt;height:13.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Наличие предприятий, работающих на франшизе</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
    <td width="477" valign="top" style="width:357.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid #004181 1.0pt;border-right:solid #004181 1.0pt; mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-left-alt:solid #004181 .5pt; mso-border-alt:solid #004181 .5pt;padding:2.85pt 5.4pt 2.85pt 5.4pt; height:13.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Наличие предприятий, работающих на франшизе, позволяет использовать уже отработанную схему создания бизнеса</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
</tr>
<tr style="mso-yfti-irow:3;height:31.7pt">
    <td width="142" valign="top" style="width:106.35pt;border:solid #004181 1.0pt; border-top:none;mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-alt:solid #004181 .5pt; padding:2.85pt 2.85pt 2.85pt 2.85pt;height:31.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Первоначаль-ные затраты</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
    <td width="477" valign="top" style="width:357.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid #004181 1.0pt;border-right:solid #004181 1.0pt; mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-left-alt:solid #004181 .5pt; mso-border-alt:solid #004181 .5pt;padding:2.85pt 5.4pt 2.85pt 5.4pt; height:31.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Первоначальные затраты на покупку франшизы могут варьироваться от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. Существуют также платежи роялти – выплаты, производимые предприятием, открытым по франшизе. От того, сколько вы готовы потратить на франшизу, сколько у вас есть свободных средств, будет зависеть ваш выбор.</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
</tr>
<tr style="mso-yfti-irow:4;height:22.7pt">
    <td width="142" valign="top" style="width:106.35pt;border:solid #004181 1.0pt; border-top:none;mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-alt:solid #004181 .5pt; padding:2.85pt 2.85pt 2.85pt 2.85pt;height:22.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Дальнейшие затраты</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
    <td width="477" valign="top" style="width:357.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid #004181 1.0pt;border-right:solid #004181 1.0pt; mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-left-alt:solid #004181 .5pt; mso-border-alt:solid #004181 .5pt;padding:2.85pt 5.4pt 2.85pt 5.4pt; height:22.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Мало просто первоначально вложить в франшизу, всегда будут переменные расходы, о которых не всегда упоминается. Например, это заработная плата работников, сырье и материалы, налоги и пр.</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
</tr>
<tr style="mso-yfti-irow:5;height:40.7pt">
    <td width="142" valign="top" style="width:106.35pt;border:solid #004181 1.0pt; border-top:none;mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-alt:solid #004181 .5pt; padding:2.85pt 2.85pt 2.85pt 2.85pt;height:40.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Свобода в организации работы</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
    <td width="477" valign="top" style="width:357.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid #004181 1.0pt;border-right:solid #004181 1.0pt; mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-left-alt:solid #004181 .5pt; mso-border-alt:solid #004181 .5pt;padding:2.85pt 5.4pt 2.85pt 5.4pt; height:40.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Полную свободу действий инвестору не предоставляет ни один франчайзер. Но договоры различаются по степени регламентированности. К примеру, в договоре франчайзинга ресторана McDonald's прописаны даже такие детали, как размер столов и цветовая гамма помещения. Некоторые франчайзеры позволяют своим партнерам большую часть организационных вопросов решать самостоятельно. </span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
</tr>
<tr style="mso-yfti-irow:6;height:31.7pt">
    <td width="142" valign="top" style="width:106.35pt;border:solid #004181 1.0pt; border-top:none;mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-alt:solid #004181 .5pt; padding:2.85pt 2.85pt 2.85pt 2.85pt;height:31.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Штрафные санкции</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
    <td width="477" valign="top" style="width:357.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid #004181 1.0pt;border-right:solid #004181 1.0pt; mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-left-alt:solid #004181 .5pt; mso-border-alt:solid #004181 .5pt;padding:2.85pt 5.4pt 2.85pt 5.4pt; height:31.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Некоторые договоры содержат достаточно жесткие условия, например, запрет на ведение аналогичного бизнеса после окончания франшизы в течение нескольких лет, гарантийные обязательства, налагаемые на генерального директора, штрафы, налагаемые при проведении проверок.</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
</tr>
<tr style="mso-yfti-irow:7;height:31.7pt">
    <td width="142" valign="top" style="width:106.35pt;border:solid #004181 1.0pt; border-top:none;mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-alt:solid #004181 .5pt; padding:2.85pt 2.85pt 2.85pt 2.85pt;height:31.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Проведение проверок</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
    <td width="477" valign="top" style="width:357.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid #004181 1.0pt;border-right:solid #004181 1.0pt; mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-left-alt:solid #004181 .5pt; mso-border-alt:solid #004181 .5pt;padding:2.85pt 5.4pt 2.85pt 5.4pt; height:31.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Франшизы могут содержать жесткие требования в отношении проведения дополнительных проверок, такие как внеплановые проверки кассовой дисциплины. Проверки могут отсутствовать вообще, если по договору франчайзинга не предусмотрено перечисление роялти.</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
</tr>
<tr style="mso-yfti-irow:8;mso-yfti-lastrow:yes;height:31.7pt">
    <td width="142" valign="top" style="width:106.35pt;border:solid #004181 1.0pt; border-top:none;mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-alt:solid #004181 .5pt; padding:2.85pt 2.85pt 2.85pt 2.85pt;height:31.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Наличие времени на управление бизнесом</span></span>
        </p>
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
    </td>
    <td width="477" valign="top" style="width:357.45pt;border-top:none;border-left: none;border-bottom:solid #004181 1.0pt;border-right:solid #004181 1.0pt; mso-border-top-alt:solid #004181 .5pt;mso-border-left-alt:solid #004181 .5pt; mso-border-alt:solid #004181 .5pt;padding:2.85pt 5.4pt 2.85pt 5.4pt; height:31.7pt">
<span style="font-family: Arial, Helvetica;"> </span>
        <p class="MsoNormal">
<span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family: "Times New Roman","serif""><span style="font-family: Arial, Helvetica;">Франчайзинг – серьезный бизнес, поэтому сразу определитесь, будете ли вы управлять им лично или же просто станете вкладывать в него деньги. Не исключено, что у вас просто не хватит времени на управление новым бизнесом. Но даже если времени на управление не будет хватать, всегда можно продумать порядок делегирования полномочий.</span></span>
        </p>
    </td>
</tr>
</tbody>
</table>
<br>
<b>Какой бренд лучше?</b>
<p>
     Бренд – это имидж компании, которым компания может пользоваться, вне зависимости от того, несет ли она расходы и формирует ли свой бренд осознанно или нет.
</p>
<p>
     Немалые отчисления (фиксированные паушальные и роялти) за право быть участником сети франчайзи должен выполнять многочисленные и зачастую обременительные требования – от соблюдения брендбука и обучения персонала до создания собственной футбольной команды. Любое нарушение карается порой миллионными штрафами или расторжением договора с закрытием бизнеса.
</p>
<p>
     Некоторые разочаровавшиеся стартапы пытаются доказать кабальность подписанного ими договора. Например, владелец ООО «РусТорг», купившего у ООО «Агроторг» права на открытие универсама «Пятерочка» на Туристской улице, утверждал, что условия сделки были «изначально невыгодными и привели к тяжелым экономическим последствиям».  В частности, выступающему в качестве агента магазину доставалось всего 17% стоимости проданных товаров, тогда как среднерыночная торговая розничная наценка, по уверению франчайзи, превышала 40%. Арбитражный суд не усмотрел заведомой невыгодности спорных условий и уличил истца в недобросовестности.
</p>
<p>
     Нередко продавцы франшиз сами не исполняют взятые на себя обязательства. Так, сразу два партнера вынуждены были через суд возвращать обеспечительные платежи, внесенные ООО «НПФ «Хеликс» как подтверждение намерения заключить контракт коммерческой концессии на открытие диагностических центров. Так, компания «Дело-Про» заплатила 150 тыс. руб., но владелец сети не передал ей предусмотренные контрактом права на использование товарного знака, поэтому суд обязал вернуть внесенный аванс. Схожее решение Петербургский городской суд принял по иску гражданки Кутузовой, по соглашению о намерениях отдавшей «Хеликсу» 180 тыс. руб.
</p>
<p>
     Иначе судьи оценили отношения предпринимателя Михаила Попова, заплатившего ООО «Франчайзинг Доча» 555 тыс. руб. за право пользования маркой «DO4A» для открытия магазина спортивного питания, одежды и товаров для фитнеса. Несмотря на то, что на момент подписания договора франчайзер даже не имел прав на товарный знак, арбитражи и Суд по интеллектуальным правам признали сделку действительной, а добровольно уплаченное вознаграждение – законным доходом компании.
</p>
<p>
     Договор франчайзинга следует отличать от лицензионного договора, которым передается товарный знак. Такой договор тоже подлежит государственной регистрации, но регистрирующим органом выступает Роспатент. При заключении договора необходимо учесть и прописать отдельно существенные условия.
</p>
<p>
     Если определиться с предметом договора и объемом передаваемых прав бывает просто, то вопрос выплаты вознаграждения может быть весьма спорным – как при обсуждении сторонами, так и со стороны проверяющих органов. Вопрос определения стоимости является важным и с той точки зрения, что если пользователь франшизы неправильно рассчитает вознаграждение, то не сможет получить прибыль, а полученные убытки не будут ожидаемыми и явно не приведут бизнес к процветанию.
</p>
<p>
     Поэтому очень важно рассчитать именно вознаграждение, остальные условия будут являться необязательными.
</p>
<p>
     Если договор заключается с компанией-правообладателем в другой стране, то необходимо учитывать особенности страны.
</p>
<br>
<p>
</p>
Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться