Как обжаловать результаты проверки

Как обжаловать результаты проверки

Бенджамин Франклин утверждал, что в этом мире неизбежны только смерть и налоги. Однако к результатам налоговой проверки с подобным фатализмом относиться не стоит – их вполне реально обжаловать. Но готовиться к этому желательно еще до начала проверки, ведь вам лучше, чем налоговым органам, известны слабые места вашей бухгалтерии.
Эксперты / 24 Ноя 2019, 21:50
Как обжаловать результаты проверки

Можно утверждать, что спор с налоговым органом начинается уже с началом проверки, ведь именно ее результатом станет акт выездной (камеральной) налоговой проверки, на основе которого и будет вынесено решение налогового органа. В связи с этим напоминаем, что в соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.04.2014 по делу № А81-689/2013, постановление ФАС Московского округа от 01.04.2014 № Ф05-1476/2014 по делу № А41-34663/13).

Направление в налоговый орган письменных возражений может означать как несогласие со всеми изложенными представителями налогового органа «ошибками», так и с отдельными пунктами акта налоговой проверки. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Обратите внимание, что налоговому органу в любом случае «неинтересно» обжалование налогоплательщиком решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Поэтому представление письменных возражений – это реальная возможность повлиять на позицию налогового органа в позитивную для себя сторону.

Указанный срок для представления письменных возражений не обязывает налогоплательщиков в этот промежуток времени сдать в налоговую инспекцию пакет дополнительных документов (копий), подтверждающих обоснованность своей позиции, но при всем этом является пресекательным для представления самих возражений непосредственно.

Соответственно, можно посоветовать налогоплательщикам начинать готовить такие возражения уже в начале производства самой проверки, тем более если вам известны слабые стороны своего бухгалтерского и налогового учета и отчетности. Отмечаем, что целесообразно потратить имеющееся время на то, чтобы подготовить мотивированные письменные возражения на акт, в том числе обосновать свою позицию таким образом, чтобы в перспективе она была учтена в суде, собрать и приложить дополнительные документы в свою пользу.

Хорошая проработка письменных возражений также дает возможность продумать свою линию защиты, подобрать документы. Это помогает впоследствии, например, подготовить на ее основе апелляционную жалобу на решение налогового органа.

Мы не рекомендуем представлять возражения в день их рассмотрения, не направив их налоговому органу для изучения и выработки его позиции. Лучше сдать письменные возражения в налоговый орган заранее, хотя бы накануне даты рассмотрения, представив сотрудникам налогового органа возможность ознакомиться с позицией налогоплательщика, оценить их обоснованность, согласовать свою позицию внутри налогового органа, чтобы при наличии оснований принять решение в пользу налогоплательщика, если очевидна его правота.

Напоминаем, что письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Не забывайте, что при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Однако отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, как и представлять доказательства в обоснование своей позиции (например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.02.2009 по делу № А53-14370/2008-С5-27, постановление ФАС Московского округа от 20.05.2009 № КА-А41/4199-09 по делу № А41-19857/08).

Жалуйтесь, обжалуйтесь

Право на обжалование может быть реализовано в случае, если лицо считает, что обжалуемый ненормативный акт, действие или бездействие нарушают его права. В силу пункта 1 статьи 138 НК РФ следует, что налогоплательщик может реализовать свое право на обжалование двумя способами:

• в вышестоящем налоговом органе (административный порядок обжалования);

• в суде (судебный порядок обжалования).

Оснований для лишения права на обжалование действующим законодательством не предусмотрено.

Право на обжалование может быть реализовано путем подачи как одной, так и нескольких жалоб. Жалобы в отношении одного и того же акта или деяния могут быть поданы как одновременно, так и в разное время в пределах установленного срока для обжалования.

Понятия жалобы и апелляционной жалобы устанавливает статья 138 НК РФ. Так, жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб считается соблюденным, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные НК РФ.

Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе. Акты ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

На основании пункта 1 статьи 139 и пункта 1 статьи 139.1 НК РФ жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. А уже этот налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Апелляционная жалоба на решение, вынесенное в порядке статьи 101 НК РФ, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

В пункте 2 статьи 139 НК РФ предусмотрено право на обращение с жалобой в Федеральную налоговую службу. Жалоба в Федеральную налоговую службу может быть подана в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Право повторного обращения с жалобой (апелляционной жалобой) закреплено в статье 138 НК РФ. Согласно пункту 6 данной статьи повторное обращение производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы. Основанием для повторного обращения в том числе может быть оставление жалобы без рассмотрения.

Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы) установлены статьей 139.2 НК РФ.

Жалоба подается:

• лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приема документов, получив при этом отметку о принятии на втором экземпляре жалобы;

• по почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).

Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Также жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

На основании пункта 2 статьи 139.2 НК РФ в жалобе указываются:

• фамилия, имя, отчество

и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

• обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

• наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

• основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

• требования лица, подающего жалобу;

• способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя. К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Надежда на высшие силы

В соответствии с пунктом 1 статьи 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:

• жалоба подана с нарушением порядка, установленного пунктом 1 статьи 139.2 НК РФ, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;

• жалоба подана после истечения установленного срока и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

• до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

• ранее подана жалоба по тем же основаниям;

• до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 139 НК РФ.

Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), вправе представлять дополнительные документы до принятия решения по соответствующей жалобе (статья 140 НК РФ). При этом дополнительные документы по жалобам (апелляционным жалобам) на решения рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 140 НК РФ.

В случае выявления противоречий между документами проверяемого лица и материалами от нижестоящих налоговых органов (на что указывается в апелляционной жалобе) рассмотрение жалобы вышестоящий налоговый орган осуществляет с участием представителей налогоплательщика.

В то же время указанные положения не применяются в случае, если вышестоящий налоговый орган установит по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. В таком случае вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение, рассмотреть материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 НК РФ, то есть с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

При этом срок на принятие решения по такой жалобе (апелляционной жалобе) не должен превышать сроки, установленные статьей 140 НК РФ.

В пункте 3 статьи 140 НК РФ установлены исчерпывающие виды решений по результатам рассмотрения жалоб. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

• оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

• отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

• отменяет решение налогового органа полностью или в части;

• отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

• признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3 дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3 дней со дня его принятия.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством можно рассматривать следующие инструменты для обжалования решений налогового органа, вынесенных по результатам налоговых проверок (выездных или камеральных):

• апелляционная жалоба на не вступившее в законную силу решение по результатам налоговой проверки (может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения);

• жалоба на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, вступившее в законную силу, подается в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента его вынесения (при условии, что данное решение ранее не обжаловалось в апелляционном порядке);

• последующее обжалование решения налогового органа в судебном порядке.

Согласно статье 142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами. Такое заявление может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться