Инвестиционный потенциал рек России огромен

Инвестиционный потенциал рек России огромен

До 2024 года правительство РФ планирует кардинальным образом нарастить инвестиции в инфраструктуру, включая морской и речной транспорт. Развитые транспортные пути должны стать одним из основных факторов, способствующих ускорению роста ВВП. Значительной частью водных путей управляет Федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Канал имени Москвы».
Интервью / Константин Смирнов 30 Сен 2018, 14:00
Инвестиционный потенциал рек России огромен

Но перевозка грузов и пассажиров – не единственная задача этой структуры. Канал поставляет воду, производит электроэнергию, способствует развитию внутреннего туризма. О показателях и планах предприятия «Финансовой газете» рассказал заместитель руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канал имени Москвы» Владимир Маркин.

– В «майском» указе президента Владимира Путина особое внимание уделяется развитию инфраструктуры. В целом на эти цели будет выделено 7 трлн руб., из бюджета – 2,3 трлн. Как в этой связи будет развиваться речное судоходство?

– Речное судоходство неразрывно связано с развитием субъектов Федерации, так как инженерная инфраструктура может быть затратной или доходной.

Важное направление – экология рек и озер, ведь это источники питьевой воды. Поэтому необходимо затрагивать не один регион, а сразу несколько – по цепочке расположения водохозяйственных объектов.

В инфраструктурные речные проекты необходимо привлекать еще больше средств. Это очевидно. Сами видите состояние причалов на реках. Бюджетных средств не хватает – необходимо развивать инвестиционный рынок. Привлечение частных инвесторов – залог окупаемости капиталовложений. Если мы убедили инвестора вложить деньги во флот, значит, он трижды посчитал потенциальные прибыли и убытки и взвесил все риски. Наша задача – увеличить инвестиционную активность на реке.

– Правовая форма федерального государственного бюджетного учреждения, как утверждают многие эксперты, не так эффективна для частных инвестиций по сравнению с акционерными обществами. Даже если они со 100-процентным государственным участием.

– Никто с этим не спорит. Мы считаем, что «Канал имени Москвы» будет развиваться, опираясь на механизмы государственно-частного партнерства и концессии. Никто не запрещает ФБГУ начинать инвестиционные программы и сервисные контракты. Мы за истекший год кратно увеличили перевалку по инертным материалам (щебень, песок, гравий), потому что организовали работу на причалах для тех участников, кому это интересно и выгодно.

– Кто ваши инвесторы?

– Наши инвесторы – предприятия с различной формой собственности, в том числе и коммерческие. Одно из них – компания Infraone, которую возглавляет Альберт Еганян. Это частное предприятие, поэтому его руководство рассматривает возможные концессии на канале.

– Каких производственных и финансовых показателей «Канал имени Москвы» достиг в последнее время? Каковы перспективы?

– Растет динамика по инертным материалам. Но не только. Недавно началась работа над новым крупным проектом в Тверской области, в Завидово. Там находится наше бассейное управление. Речь идет о строительстве нового пассажирского порта на Волге. Это создает новую парадигму в сфере организации отдыха. У многих нет времени на длинные речные круизы старого образца, когда судно отходит из московского порта и 19 ч идет по каналу до Волги и столько же времени уходит на возвращение. На автомобиле по новой трассе Москва-Петербург до нового порта уйдет около 45 мин а не 19 ч. В итоге мы сэкономим почти 2 выходных дня для занятых клиентов. 

– Какими еще инвестпроектами занимается «Канал имени Москвы»?

– Среди наших направлений – поставки питьевой воды, выработка электрической энергии, цивилизованное обслуживание рекреационных водных зон. Спрос на прибрежные участки канала растет год от года. Однако пока преобладают хаотично отдыхающие, которые зачастую купаются там, где это категорически запрещено по требованиям безопасности для самих же отдыхающих. Поэтому нам нужны организованные территории для туристов и местных жителей. В этом случае важен более жесткий контроль над водопользованием. Довольно часто фиксируются отклонения от условий подписанных договоров водопользования.

Отдельная тема – транспортный потенциал канала. Например, мы считаем целесообразным вернуть на речные пути крупные и доходные перевозки нефти и нефтепродуктов. Дело в том, что РЖД применили демпинг при установке тарифов на перевозку продукции ТЭК. Но есть возможности для продолжения конкурентной борьбы с железной дорогой.

Существуют и другие инвестиционные проекты: строительство новых заправочных комплексов, переход речного флота на газомоторное топливо.

– Насколько перспективны перевозки твердых коммунальных отходов?

– Москва и Московская область ежегодно выдают на-гора не менее 22–24 млн т вывозимых различных отходов. Для вывоза столь масштабного груза требуется несколько тысяч грузовиков, которые, если их вытянуть в линию вдоль МКАД, займут примерно половину трассы. Нагрузка на бюджеты и экологию колоссальны. Если же вывозом мусора займется речной флот, то вредные выхлопы от используемого топлива уменьшатся в 85 раз. К тому же перевозки ТКО водными путями значительно дешевле, чем по железной дороге.

– Но зимой водные пути покрываются льдом?

– Верно. Но в зимнее время дешевле автотранспорта использовать вместо судов железнодорожные вагоны. Необходимо связать речной, железнодорожный и автомобильный транспорт в единый транспортный узел. Вот классический пример трансмодальности – это современная парадигма. Наиболее оптимальное решение, уже отработанное, кстати, в ходе перевозок инертных материалов.

– Есть ли уже контрагенты и конкретные договоренности?

– Главные игроки рынка – те, кто владеет мусором. С ними состоялись встречи и достигнуты предварительные договоренности.

– Западные инвесторы подключаются?

– Интерес есть. Например, французская компания Energy de France, сербские коллеги и др.

– Какие конкретно объемы ТКО можно перевозить речным транспортом?

– Потенциал канала – 70 млн т.

Сегодня канал перевозит 30 млн т. Соответственно, обеспечить транспортировкой можно еще 40 млн т.

– Обратимся к модернизации ГЭС, работающих в системе «Канала имени Москвы». Какой объем инвестиций планируется на эти цели?

– У нас на сегодня есть инвесторы по модернизации ГЭС. Но вполне возможно, что этот процесс будет организован в рамках концессии, к которой проявляют интерес различные инвесторы.

«Финансовая газета» планирует детально рассмотреть инвестиционные проекты «Канала имени Москвы». Надеемся, что эта информация заинтересует потенциальных инвесторов.


Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться