Алексей Богданов: «Брокеру невыгодно, если клиент пришел на рынок, потерял деньги и ушел»

Алексей Богданов: «Брокеру невыгодно, если клиент пришел на рынок, потерял деньги и ушел»

На этой неделе вступают в силу поправки в законодательство, регулирующие действия инвестиционных советников, то есть лиц, которые дают рекомендации клиентам по совершению сделок на рынке ценных бумаг. Теперь их действия должны будут соответствовать ряду жестких требований.
Интервью / 15 Дек 2018, 16:00
Алексей Богданов: «Брокеру невыгодно, если клиент пришел на рынок, потерял деньги и ушел»

В частности, инвестиционные советники должны состоять в саморегулируемой организации, определять инвестиционный профиль своего клиента, а рекомендации сопровождать массой элементов: описанием ценной бумаги, планируемой с ней сделки, рисков.

Для небольших компаний, индивидуальных предпринимателей и частных лиц, которым теперь нужно будет зарегистрироваться как ИП, исполнение этих требований влечет дополнительные затраты. Но определенные сложности возникают и у крупных участников рынка.

Сейчас крупнейшей российской площадкой, где идеи частных управляющих доступны для автоматического повторения клиентами, является сервис Comon инвесткомпании «Финам». О данном законе и перспективах развития рынка автоследования в интервью «Финансовой газете» рассказал руководитель департамента торговых сервисов и приложений ГК «ФИНАМ» Алексей Богданов.

- Какова цель закона о финансовых советниках?

- Банк России хочет как-то развивать фондовый рынок и при этом понимает, что ресурса брокерских компаний сейчас недостаточно, чтобы привлечь большое количество людей. Регулятор пытается создать еще одного проводника клиентов на рынок ценных бумаг, чтобы этот проводник обладал не только определенным набором функций и компетенций, но и ответственностью. Скажу честно, я не уверен, что новые структуры появятся сразу, по взмаху волшебной палочки.

- Что в целом для фондового рынка изменится с введением данного закона?

- Будем надеяться, что появится новая индустрия, существующая в том или ином виде во всех странах, – индустрия инвестиционных советников. Возможно, и в России сформируется пласт людей, которые будут оказывать независимые от брокеров услуги клиентам, и клиент получит хороший, надлежащий сервис. Это некая «голубая мечта» данного закона.

- По-вашему, это может стать нормальным бизнесом?

- Сейчас в рамках принадлежащего «Финаму» сервиса Comon работают около 400 авторов, к стратегиям которых подключены клиенты. Примерно у половины из них клиентов действительно много, и они хорошо зарабатывают на предоставлении своих рекомендаций. Для многих это стало бизнесом, приносящим хорошие деньги: многие авторы стратегий зарабатывают у нас по 500–600 тыс. руб. в месяц. Отдельные авторы получают до 2 млн в месяц.

- Как «Финам» будет решать проблему соответствия своих авторов стратегий требованиям закона?

- Все наши авторы стратегий заключат дополнительное соглашение, фактически трудовой договор, с компанией «Финам», которая и будет являться инвестиционным консультантом. Естественно, что такие авторы проходят через определенное сито контроля на соответствие стратегий правилам сервиса и интересам клиента.

Но наш сервис будет доступен для любых авторов стратегий, которые будут удовлетворять требованиям нового закона. Они смогут подключаться к нашему сервису, самостоятельно риск-профилировать клиента и дальше с ним работать. Для этого будет разработан соответствующий механизм в рамках самого сервиса Comon.

- Насколько возрастут затраты брокера в связи с необходимость выполнения новых требований закона и ЦБ?

- Закон существенно увеличит нагрузку на соответствующие подразделения брокера, хотя бы потому, что запросов регулятора будет на порядок больше. Будет больше вопросов – соответственно, понадобится больше людей, которые бы готовили ответы на эти запросы.

- Много ли сейчас недобросовестных действий в области автоследования?

- Ноль! Сервис существует более 5 лет. За прошлый год было всего лишь две претензии от клиентов в Центральный Банк, но и по ним вопросы были сняты. Наши авторы стратегий даже не знают совокупного объема клиентских средств, подключенных к их стратегиям, и технологии вывода этих денег на рынок. Как результат, у них нет возможности для недобросовестных действий.

- Складывается впечатление, что Банк России все больше закручивает гайки в отношении законопослушных участников финансового рынка, будь то управляющие, брокерские компании или банки. Почему не предпринимается достаточно жестких мер в отношении «центров разорения» граждан – «серых» форекс-компаний и продавцов бинарных опционов?

- Действительно, на форексе, и тем более в бинарных опционах, намного больше вероятность потерять все деньги, причем из-за неправомерных действий компаний-посредников. Мы работаем на небольшой клиентской марже – это брокерская комиссия и возможность зарабатывать на размещении клиентских остатков. Форекс работает на других принципах, многие ставят в основу разорение клиента. Это, конечно, не касается компаний, которые работают на легальной основе в российском правовом поле. Но почему не принимаются никакие меры в отношении явных «лохотронщиков» – вопрос не ко мне, мне тоже бездействие регулирующих органов непонятно.

- Какой процент клиентов пользуется сейчас услугами автоследования или консультирования?

- Я могу сказать только про автоследование – это 25 тыс. человек. По последним данным Московской биржи всего у «Финама» чуть более 200 тыс. клиентов. То есть у нас более 10% всех клиентов – это клиенты автоследования. По рынку в целом, думаю, процент намного меньше.

Примерно 15 тыс. клиентов подключены к активным стратегиям, где совершается больше одной сделки в месяц, оставшиеся 10 тыс. выбрали позиционные стратегии – как правило, облигационные либо дивидендные.

- И сколько они зарабатывают?

- По облигационным стратегиям в этом году доходность составляет от 6,7 до 7,7% годовых. Налоговый вычет по индивидуальным инвестиционным счетам позволяет добавить к этим показателям еще до 13%. В принципе, эти стратегии ориентированы на непрофессионалов, которые самостоятельно не знают, как и когда перекладываться в бумаги, реинвестировать купон. В результате доходность получается чуть выше, чем по стратегии «купи и держи». Эта доходность больше, чем банковский вклад, и при этом надежность таких инвестиций выше вложений в банки, поскольку в основном в облигационные портфели входят ОФЗ, то есть обязательства всего государства, а не конкретного банка. Кроме того, если ОФЗ грохнутся, то никакая система гарантирования вкладов не поможет.

- Какова средняя доходность по более рисковым стратегиям?

- Мне сложно оценивать «среднюю температуру по больнице». Но могу сказать, что за прошлый год более 70% клиентов, подключенных к сервису, получили доход выше, чем банковский депозит, который тогда мы считали на уровне 6% годовых. В этом году результаты будут слабее, и связано это с падением американских бумаг, на которых работает порядка 30% стратегий.

- Насколько для брокеров интересна услуга автоследования?

- Очень интересна! У нас мало кто умеет самостоятельно торговать на рынке. Для пассивных инвесторов есть паевые фонды и доверительное управление, но у этих институтов есть минусы –прежде всего излишняя зарегулированность, выражающаяся в том числе в невозможности полноценно открывать «короткие» позиции и зарабатывать на падении рынка столь же эффективно, как для игроков, не обремененных подобного рода ограничениями. Для автоследования таких ограничений нет.

- То есть клиент выбирает определенный набор акций, предлагаемый автором стратегии?

- Клиент выбирает не конкретные акции, а именно стратегию. То есть фактически идет торговля стратегиями – можно отключиться от нее и подключиться в любое время суток. Естественно, можно подключаться к нескольким стратегиям, и мы это рекомендуем клиентам делать для диверсификации своих активов.

Также отмечу, что новых клиентов, умеющих и желающих самостоятельно торговать, становится все меньше и меньше. Это связано, прежде всего, с неготовностью тратить много времени на это. Если ты хочешь успешно торговать, то нужно все время контролировать информационные или технические потоки, в зависимости от применяемых подходов в торговле.

Клиенты, которые готовы купить какой-то инструмент и ждать, – такие есть, клиенты, которые хотят попробовать, – тоже есть. Но мы видим, что результативность не только новичков, но и непрофессионалов намного хуже среднего значения доходности по автоследованию.

При этом брокеру невыгодно, если клиент пришел на рынок, потерял деньги и ушел. Мы в этом случае ничего не зарабатываем, а только теряем деньги за счет затрат на привлечение и обслуживание клиента. В случае же с автоследованием «срок жизни» счета клиента высок, у нас он не меньше двух лет, более того, есть клиенты, которые пользуются сервисом пять и более лет. Мы надеемся, что наши клиенты будут с нами как можно дольше.

Причем мы видим, что те, кто заработал, выводят деньги на какие-то свои нужды – очень много клиентов с «короткими» деньгами, которые копили на квартиру, машину и т.п. Постоянно же инвестировать в фондовый рынок могут позволить себе очень немногие. Культура самостоятельно накапливать на какие-то свои цели у нас в стране отсутствует, а ничего более доходного, чем сложный процент, не существует. Постоянное доинвестирование позволяет получить более гладкую кривую доходности и более высокий доход в целом.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться