Артем Харланов: «Когда спортсмен становится звездой, тогда мы с ним и можем начинать делать бизнес»

Артем Харланов: «Когда спортсмен становится звездой, тогда мы с ним и можем начинать делать бизнес»

Глава Gagarin Sports Management – о бизнесе в сфере смешанных единоборств.
Интервью / Александр Кузнецов 09 Ноя 2019, 11:00
Артем Харланов: «Когда спортсмен становится звездой, тогда мы с ним и можем начинать делать бизнес»

С приходом рыночной экономики, в начале 1990-х годов, в нашей стране стал развиваться спортивный менеджмент. С его помощью отдельный спортсмен или команда зарабатывает деньги, при этом получая бонусы за хорошую работу, а компания, которая полностью ведет все их дела, со своей стороны, строит на этом бизнес. Глава компании Gagarin Sports Management Артем Харланов поделился с читателями «Финансовой газеты» спецификой и механикой такого бизнеса в России в сфере смешанных единоборств (MMA).

− Артем, до основания в июне 2018 года компании Gagarin Sports Management вы были руководителем спортивного отдела в промоутерской компании Fight Nights Global. Расскажите о том, как вам пришла идея организовать свою компанию? Почему вы выбрали именно эту нишу – смешанные единоборства (MMA)?

− Когда я занимал должность руководителя спортивного направления Fight Nights Global, мне удалось полностью погрузиться в мир большого MMA, увидеть все его сильные и слабые стороны, эту жизнь в полном объеме. Одной из моих функций на этой должности был матчмейкинг − подбор соперников на примерно равных условиях для организации поединков. То есть на каждый турнир я прорабатывал базу имеющихся бойцов под одну весовую категорию, продумывал, какие противостояния были бы наиболее интересны зрителю, а далее уже вел переговоры. Это было также сопряжено с оформлением юридических вопросов, визового процесса, медиа, соцсетями и так далее.

Во время моей работы в Fight Nights Global мне и пришла идея основать свою компанию. Но оформилась она не так скоро. Года два я думал о формировании своей команды. Наконец в сентябре 2018 года я начал работать самостоятельно.

− А где вы набирали персонал? Сколько человек сейчас у вас работают?

− С людьми – отдельная история. Рынок индустрии ММА, как и спортивной индустрии единоборств в России в целом, не очень богат на кадры. Поэтому привлекать кадры пришлось извне. Особенно это касается юристов, пиарщиков, SMM-специалистов. Кого-то забирали из других организаций, кого-то искали по объявлению, кого-то переманивали в процессе формирования. Например, в процессе продакшена, когда видишь, что кто-то делает это лучше, начинаешь искать этого человека. Пишешь ему на почту, договариваешься о встрече. В итоге можешь его перекупить.

Сейчас в офисе работают пять человек: юрист, PR-директор, специалист по SMM, блогер (ютьюб) и оператор. Все остальные − на удаленке.

− Почему такое название решили сделать – со словом «Гагарин»?

− Я думал над названием месяцев пять, обращался и к двум-трем фирмам, чтобы они его придумали. Но мне все не нравилось. У меня была идея: как так сделать, чтобы слово, составляющее название компании, было понятно всем в мире?

И тут случайно, смотря какую-то передачу на ТВ, услышал слово «Гагарин». Это было как озарение! Это же первый человек в космосе, его знают во всем мире. О нем постоянно говорят, а слово несет в себе и призыв. «Гагарин» − значит будь первым!

− Gagarin Sports Management позиционирует себя как организация полного цикла продвижения для спортсмена. Что это предполагает?

− Мы занимаемся менеджментом, пиаром, продвижением (фотосессии, интервью), спортивной статисткой, так называемой спортивной математикой − тем, что набираем очки, чтобы у нас спортсмен рос и потом входил в топ-50 или даже топ-10 лучших бойцов мира. Таким образом, мы формируем личный бренд спортсмена, занимаясь его пиаром, созданием комьюнити спортсмена. Кроме того, мы оказываем юридическую поддержку. Сейчас мы открываем новое направление – продажу медиаправ.

Спортсмен подписывает с нами контракт на пять лет.

− Gagarin Sports Management специализируется только на сегменте MMA? Со всеми ли спортсменами вы готовы работать или у вас существует определенная рейтинговая планка?

− Мы не ограничиваем себя только этим направлением. Хотя MMA – наша база. Мы с нее начали, потому что у нас большие связи и хорошая экспертиза в этой сфере.

Но работаем только с топовыми и выдающимися спортсменами − олимпийскими призерами, чемпионами мира и Европы. Теми фигурами, которые смогут оправдать надежды и обязательства, которые мы на них возлагаем.

− Какой взаимный интерес у обеих сторон?

– Мы сегодня берем спортсмена к себе в среду, он получает комьюнити, хороших тренеров, качественную юридическую поддержку, большие деньги по контракту. Инвестиции, которые мы привлекаем, – постоянные и временные. Все эти обязательства, в том числе спонсорские, спортсмену нужно выполнить, в конечном счете выиграв в клетке на ринге.

Итог из всего этого такой: за три года мы должны сделать из него звезду. Сначала мы инвестируем в него, а потом будем получать дивиденды. Ведь каждый спортсмен – это политическая фигура, на которую смотрят все.

В общем, когда он становится звездой, тогда мы с ним и можем начинать делать бизнес.

− Ну вот, подошли к самому интересному для «Финансовой газеты»: на чем вы зарабатываете в этом бизнесе?

− Наша доходная часть – это процент с гонорара спортсмена, спонсорства. Также сюда относятся реализация билетной программы в момент участия спортсмена на мероприятии, продажа ТВ-прав, как у нас с бойцом Артемом Лобовым. Он у нас дерется в США на чемпионате Bare Knuckle. Мы предложили его организаторам продать права на «Матч-ТВ». В итоге сделка состоялась.

Кроме того, у нас есть бизнес-направления. Ведь за каждым спортсменом стоят люди, начиная, к примеру, от крупного бизнеса − алмазного или нефтяного и заканчивая какой-то местной предпринимательской деятельностью.

Скажем, сегодня боец дерется где-то на турнире в Подмосковье, завтра – он подписал с нами контракт и дерется за 50 тысяч рублей. Затем он начинает драться где-то в Москве с гонорарами уже в 20 тысяч долларов. Дальше, проведя энное количество боев, вырастя в рейтинге, подравшись за титул с топовым, известным спортсменом, он переходит уже куда-то за океан, в США или Азию. Он инерционным способом сам развивается, а ты просто получаешь дивиденды в чистом виде.

При этом мы обладаем эксклюзивными правами. Со всех сделок, которые мы заключим в течение действия пятилетнего контракта, мы получаем дивиденды. И, даже расставшись со спортсменом до конца этого срока, мы обладаем всеми правами на его интеллектуальную собственность и можем использовать его бренд в рекламных акциях, например разместить его фото на какой-либо продукции.

− Вы говорите, что дивиденды вы получите только через три года. А вы начали работать чуть больше года. То есть еще ждать почти два года?

− Да, но есть спортсмены, которых можно назвать состоявшимися брендами. Например, тот же Артем Лобов. Он уже известный спортсмен: у него есть бренд, его знают люди, за ним следят, его цитируют, на него идут журналисты и бизнесмены. И при этом иметь с ним дело намного проще, чем, к примеру, с Конором Макгрегором (нам удалось наладить общение, в прошлом году наша команда была причастна к его приезду на чемпионат мира по футболу в России). Понятно, что Лобов намного доступнее.

У нас есть и начинающие спортсмены, такие как Анатолий Малыхин. Но буквально еще от полугода до года – и он уже будет такой же известной фигурой.

− В числе спортсменов, с которыми у вас заключен контракт, была девушка − Заира Дышекова. Есть ли специфика вашей работы с женщинами в таком виде спорта, как MMA, по сравнению с мужчинами?

− С девушками в MMA в нашей стране работать проблематично и немаржинально. Пусть даже может быть хорошая поддержка в социальных сетях и медиа, все равно у них низкие гонорары. И говорить о каких-то серьезных перспективах сложно. Ну станет она, к примеру, чемпионкой UFC (сильнейший чемпионат ММА в мире). И что с ней делать? Какой бизнес сможем с ней вести?

Что касается конкретно Заиры Дышековой, то мы расстались с ней по обоюдному согласию. Ей нужно было решать свои личные проблемы, на что у нас не было времени. Ведь, согласитесь, нужно либо вместе идти к общей цели, либо не работать вообще.

− Вы планируете расширяться?

− Однозначно да. Мы сейчас очень пристально смотрим в сторону киберспорта и общаемся с людьми. Сейчас подписали с национальным китайским телеканалом. В 2020 году мы должны плотно укрепиться в отношении медиа.

В ближайшем будущем у нас запланировано развитие в киберспортивной индустрии. И, может быть, бокс. Хотя последний − очень коррумпированный вид спорта.

− Много ли конкурентов на вашем рынке?

− У Gagarin Sports Management сегодня нет конкурентов ни на российском рынке, ни на рынке СНГ. Есть отдельные менеджеры, которые имеют хорошие комьюнити, − UFC, Bellator, Rizin Fighting. Все это промоутеры.

− Назовите существующие в вашем бизнесе проблемы в нашей стране?

− Есть проблемы на законодательном уровне, потому что если, к примеру, сравнивать менеджмент Black Star и направления хип-хоп-индустрии, то там как-то сформировалась культура взаимоотношений юристов с людьми, которые ведут бизнес. Есть судебные прецеденты.

При этом менеджмент в нашей сфере – это чаще всего проходимцы, люди, которые есть только сегодня, когда можно заработать, а когда приходит время ответственности (например, когда у спортсмена проблемы со здоровьем или документами), то они исчезают. И остается спортсмен один, такой бедный и несчастный, не зная, что ему с этим делать. Именно поэтому была создана компания, чтобы спортсмены чувствовали свою защищенность в этих вопросах.

Сегодня многие инвесторы не идут на этот рынок. Они не чувствуют, что есть организации и человек, который будет отвечать за свои слова и гарантировать возврат инвестиций или исполнение обязательств.

− Как решить эти проблемы?

− Мне кажется, что для этого нужно сюда привлекать Министерство спорта. Ведь люди, которые сегодня инвестируют в ММА, должны получать налоговые льготы, и это должно проходить официально.

Да и мы, помимо непосредственной деятельности, формируем культуру этого рынка. Я хочу, чтобы люди учились, получали образование, приходили в эту индустрию и она росла и развивалась. Пока эта ниша еще не заполнена.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться