Эксперт предупреждает, как обезопасить себя от финансового мошенничества

Эксперт предупреждает, как обезопасить себя от финансового мошенничества

Среди прочих видов мошенничества в последнее время особо остро встает проблема мисселинга – недобросовестной практики навязывания клиентам продукта без информирования о его характеристиках и особенностях.
Интервью / 19 Мар 2020, 15:10
Эксперт предупреждает, как обезопасить себя от финансового мошенничества

Об этом «Финансовой газете» сообщил эксперт Национального центра финансовой грамотности, консультант проекта по повышению уровня финансовой грамотности вашифинансы.рф Виталий Вербицкий.

«Важно понимать, что мошенничество – это целая бизнес-индустрия, которая работает не в правовом поле. Но, как и любой бизнес, его ключевой целью является получение прибыли в долгосрочной перспективе. А их прибыль – это наши с вами деньги, которые мы, в отличие от них, заработали честным трудом», – указал эксперт.

По его мнению, во время паники и информационного шума люди нередко становятся легкой добычей, а потому сейчас мошенники действуют активнее.

Так, в последние недели злоумышленники рассылают много фейковых новостей и спама, где побуждают переходить по ссылкам на сайты или что-либо скачивать.

«Но сайты – фишинговые, а то, что нам предлагают скачать, заражает устройство вирусами. Это позволяет мошенникам либо сразу похитить наши деньги, либо получить персональную информацию, которую смогут использовать в этих целях позже», – отмечает Виталий Вербицкий.

По мнению специалиста, злоумышленники активно пополняют базы своих «клиентов», а потому их «заработок» не только сиюминутный, но и, как говорится, с «заделом на будущее», поскольку они еще долгое время будут обрабатывать людей, чьи персональные данные похитили.

«Нами манипулируют с помощью методов социальной инженерии, и основное взаимодействие происходит через звонки, СМС, электронную почту, социальные сети и мессенджеры. Атакуют со всех сторон. Также весьма вероятно активизируются и те мошенники, которые предлагают помощь в снятии кредитной нагрузки или заработок на сомнительных инвестиционных проектах», – указывает специалист.

Вербицкий призывает россиян сохранять ясный ум и критичность мышления, чтобы не стать жертвой или случайно не «слить» преступникам свою персональную информацию или других людей.

Из истории вопроса

Выделять мисселинг в отдельную категорию жалоб Центробанк стал лишь с прошлого года. А потому на данный момент возможно сделать оценку лишь по общему количеству случаев. Если же говорить о периоде финансового кризиса, проблема обостряется.

По данным ЦБ РФ, в 2019 году более 92% жалоб пришлось на банки и страховые компании. В частности, 67,2% мисселинга было при продаже страховых услуг, в основном инвестиционного и накопительного страхования жизни, а еще 22,2% – произошло при продаже векселей, инвестиционных паев, услуг доверительного управления.

Получается, что почти 90% мисселинга происходит тогда, когда клиентам предлагают «более доходные» инструменты, нежели депозиты.

«Это объясняется тем, что у консультантов в финансовых организациях есть план продаж. И если они не выполнят его, то не получат премию», – отмечает Вербицкий.

Эксперт указывает, что у каждого из финансовых продуктов есть свои плюсы и минусы. И далеко не каждый инструмент может подойти для решения конкретных задач человека в зависимости от его личной ситуации.

«По сути, возникает конфликт интересов: консультант хочет получить премию, а человек – решить свою задачу. Поэтому единственное, что мы можем сделать, чтобы обезопасить себя от мисселинга, – это развивать собственную финансовую грамотность и не бояться задавать вопросы, когда нам что-то непонятно», – резюмирует эксперт Национального центра финансовой грамотности.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подписки необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться