Продажи машин продолжают рост

Российский авторынок в третьем квартале продолжил рост, несмотря на слабость экономики, остановку роста доходов населения и падение курса рубля. Как и раньше, наибольшим спросом пользуются машины, произведенные в России, причем бюджетного сегмента. Все говорит о том, что до конца года благоприятная для автопроизводителей и дилеров тенденция продолжится.
Рынок / Александр Кузнецов 21 Окт 2018, 12:00
Продажи машин продолжают рост

Бюджетники лидируют

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь — сентябрь текущего года объем продаж новых автомобилей вырос на 14,9% до 1,129 млн машин. В сентябре рост составил 6,2% по сравнению с сентябрем 2017 года. Темпы роста продаж несколько снизились: за первое полугодие прирост равнялся 18,2%. Но этому есть свои объяснения: третий квартал — традиционное время отпусков.

Как считает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, «в 2018 продажи легковых и легких коммерческих автомобилей превысят 1,8 млн единиц, что означает 13-процентный рост по сравнению с прошлым годом». И под этими прогнозами есть реальные основания.

В четвертом квартале традиционно деловая активность растет: люди вышли из отпусков и готовы тратить деньги, у кого они еще остались. Кроме того, в октябре-ноябре традиционно выходят модели следующего, 2019 года, которые обычно процентов на 10–15 дороже ранее продававшихся. 

Многие автодилеры готовы уже начинать давать скидки на модели 2018 года. Пока они это не афишируют в рекламных объявлениях, но чем ближе Новый год, тем более продавцы будут готовы торговаться и сбавлять цену. У некоторых дилеров вообще остались машины прошлого года выпуска и дисконт по ним может составлять до 30%.

В пользу роста продаж играет и нестабильность валютного рынка. Обычно при росте курса доллара граждане, имеющие рублевые доходы и заначки, боясь девальвации своих сбережений, совершают покупки дорогих активов — квартир, машин и т. д. При этом они не боятся использовать и кредитные средства.

С другой стороны, видя августовский вынос курса на отметку 70 руб. за доллар, на следующий год автодилеры при своих расчетах тоже будут закладывать валютный курс в районе 75–80 руб. за доллар. Между тем на 2018 год, по информации ряда крупнейших продавцов автомобилей, они ориентировались на максимальный курс в диапазоне 68–73 руб. за доллар.

Как и ранее, наибольшей популярностью пользуются машины самого дешевого класса. На первом месте с показателем 259,1 тыс. шт. идет «АвтоВАЗ» с маркой LADA. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост продаж составил 17%.

Такие показатели продаж и реструктуризация бизнеса позволили «АвтоВазу» получить неплохую прибыль за первое полугодие (данные трех кварталов еще не подсчитаны). По итогам января — июня выручка российского автогиганта по МСФО выросла на 31,5%, до 134,7 млрд руб., а чистая прибыль составила 3,1 млрд руб. против убытка в 4,4 млрд руб. за аналогичный период 2017 года.

За крупнейшим российским автопроизводителем с показателями 167,5 тыс. машин (+24%) следует KIA. Замыкает тройку лидеров Hyundai, автомобилей которого было куплено 131,5 тыс. шт., что на 18% больше, чем за три квартала прошлого года. Во многом продажи этих автомашин поддерживаются использованием их в такси, что говорит об оптимальном в российских условиях соотношением «цена-качество».

Резко активизировала деятельность японская Honda, увеличив продажи на 248% до 3,5 тыс. машин. Это один из лучших показателей по динамике прироста продаж среди крупнейших мировых марок. Между тем еще пару лет назад казалось, что Honda, вся продукция которой славится неприхотливостью и высочайшей надежностью, может совсем уйти из России. Сначала были остановлены продажи принадлежащей Honda американской люксовой марки Acura, а потом и непосредственно Honda ограничила модельный ряд в России лишь двумя машинами: Honda CR-V и Honda Pilot.

На втором месте по темпам роста продаж среди японских компаний находится Mitsubishi, которая продала машин на порядок больше, чем Honda — 31,2 тыс. шт., что на 117% больше по сравнению с уровнем годичной давности. На рост продаж Mitsubishi повлияло развитие производства в России, что позволило концерну понижать цены.

«Вторичка» стагнирует

За девять месяцев нынешнего года в России было перепродано 3,97 млн легковых автомобилей — это на 1,9% больше, чем за тот же период 2017 года. Темпы роста вторичного рынка сокращаются: в первом полугодии прирост составлял 2%. О наметившейся стагнации говорят и данные сентября, когда оборот вторичного рынка составил 469,3 тыс. машин, что лишь на 0,2% больше, чем годом ранее.

Как и раньше, больше всего перепродается «жигулей» и их потомков — 1022 тыс. шт., что, впрочем, на 3,6% меньше, чем годом ранее. Таким образом, каждая четвертая продаваемая на вторичном рынке машина — это продукция «АвтоВАЗа».

За российским автогигантом с двукратным отрывом идет Toyota с показателем 444,5 тыс. машин (+2,3% за 9 месяцев), а замыкает троку лидеров Nissan: +5,6% до 221 тыс. шт.

Однако уже в ближайшие кварталы за второе и третье место смогут спорить «корейцы», вторичные продажи которых растут двузначными темпами. Так, продажи KIA выросли на 20% до 174,5 тыс. шт., а Hyundai на 11,8% до 196,7 тыс. шт. Как уже отмечалось, машины этих марок сейчас активно эксплуатируются в такси, где срок службы машин составляет 2–3 года, после чего они идут с молотка. Так что можно ожидать роста доли оборота «корейцев», что может привести к снижению их цен.

Если верить сервису объявлений «Юла», то меньше всего дешевеют Nissan Almera, падение цены которых после года владения составит 12%, а после двух-трех лет — 18%. На 13% упадут в стоимости годовалые Hyundai ix35, Renault Megane и Mitsubishi Lancer. «Автомобили бюджетного сегмента теряют в цене медленнее всего из-за конъюнктуры рынка: высокого спроса, количества сделок, низких цен на запчасти и обслуживание автомобилей. Обратная ситуация наблюдается в премиум-сегменте», — считает руководитель сервиса «Юла Авто» Виталий Лавринец.

Действительно, здесь цены автомобилей падают с годами стремительно. Уже через год престижные автомобили дешевеют более чем заметно.

После года владения Genesis G80 потеряет в цене 54%. За ним следуют Mercedes-Benz V-Класс, дешевеющие на 39%, Subaru Outback и Mercedes-Benz C-Класс, теряющие от начальной стоимости 38%, а также Land Rover Range Rover — минус 37%. На этом процесс уценки замедляется, но не останавливается. Через два года в лидерах снижения по-прежнему будет Genesis G80, подешевевший на 63%, а также Mercedes-Benz S-Класс, Mercedes-Benz V-Класс, Land Rover Range Rover (–48%) и BMW 7-й серии (–47%).

 

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться