Рост продаж автомобилей смещается в сторону развивающихся стран

Рост продаж автомобилей смещается в сторону развивающихся стран

Мировой автомобильный рынок показывает рост уже на протяжении 10 лет. Не станет исключением и этот год: все говорит о том, что подъем продолжится и может составить 3–4%. Пока ведущие мировые авторынки – Китая, США и ЕС – не показывают признаков стагнации и готовы переваривать все новые и новые машины.
Рынок / Борис Соловьев 21 Окт 2018, 18:30
Рост продаж автомобилей смещается в сторону развивающихся стран

Лидеры неизменны

По данным аналитической компании JATO, которая собрала информацию по 57 странам, за первое полугодие нынешнего года в мире было продано порядка 44 млн новых автомашин, что на 3,6% больше по сравнению данными годом ранее, сообщает портал 1gai.ru. И более трети от этого показателя пришлось на продажи внедорожников (15 млн шт.), которые пользуются большой популярностью в США, Китае, Канаде и России.

Самым крупным мировым рынком сбыта автомобилей продолжает оставаться Китай, и это признают все исследовательские компании. По информации JATO, в Поднебесной было продано за январь – июнь 12,23 млн автомобилей, что на 3,9% больше, чем годом ранее.

По прогнозам Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в 2018 году китайский рынок новых автомобилей вырастет примерно на 3% с 24,7 млн машин в 2017 году. Однако не исключено, что этим планам может помешать обострение торгового конфликта между США и Китаем, чреватое экономическими сложностями. Так, Китай уже был вынужден девальвировать национальную валюту, что негативно отразилось на стоимости импортных машин, на ввоз которых таможенные пошлины и так очень велики. Против роста автопарка всегда играют и высокие цены на нефть, особенно с учетом того, что Китай является нетто-импортером нефти и нефтепродуктов.

Однако у властей Поднебесной есть возможности для маневра. Так, для ускорения роста продаж авто можно отменить введенный в этом году налог при покупке новых автомобилей с объемом двигателя до 1600 куб см. или либерализовать систему регистрации новых автомобилей в крупных городах, где она нацелена на ограничение роста парка машин для борьбы с загрязнением окружающей среды. Однако пока есть сильные сомнения, что китайские власти будут прибегать к каким-либо мерам поддержки авторынка.

Темпами ниже среднемировых растет рынок США, где, по данным «Автостата», в первом полугодии было продано 8,6 млн новых машин, что лишь на 1,9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Наибольшей популярностью в Штатах пользовалась продукция корпорации General Motors, которая смогла продать почти 257 тыс. машин (на 5,7% выше уровня годичной давности). На втором месте также американский автопроизводитель – Ford – с продажами 229,5 тыс. авто, увеличивший продажи на 1%. Тройку лидеров замыкает Toyota с 209,6 тыс. автомобилей (+3,6%).

Индия против Германии

Продолжает бить рекорды Индия, объем продаж машин в которой за полугодие вырос на 12% и сравнялся, а по другим данным уже и превысил продажи в Германии – порядка 1,8 млн машин. Скорее всего, по итогам года спорить будет уже не о чем: Индия обойдет Германию.

Дело в том, что с 1 сентября 2018 года все продаваемые в Евросоюзе новые машины должны соответствовать новому стандарту WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedure, Всемирная гармонизированная тестовая процедура для легковых автомобилей). Суть новой методики заключается в том, что она более приближена к реальным условиям эксплуатации автомобилей и не позволяет автопроизводителям сильно завышать по сравнению с реальными такие паспортные характеристики работы двигателя, как расход топлива и количество вредных выбросов.

Переход на новые стандарты не стал неожиданностью для автопроизводителей, и перспективные модели были за несколько месяцев до дня «Ч» адаптированы под новые плавила. Но все равно у автодилеров на складах скопилось множество машин, которые новым требованиям не удовлетворяли.

И продавцы были вынуждены распродавать «неэкологичные» остатки, заманивая покупателей гигантскими скидками. Так, в августе продажи машин в ЕС взлетели на 31,2%. Но уже в сентябре последовал закономерный спад, составивший 23,5%. По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, сентябрьские продажи в Германии упали на 30,5%, в Великобритании – на 20,5%, во Франции – на 12,8%, в Испании – на 17%, в Италии – на 25,4%, а в Румынии и вовсе рухнули на 73,4%. Не исключено, что последствия масштабных распродаж еще будут аукаться дилерам несколько месяцев снижением спроса на новые машины.

Если верить JATO, то самой продаваемой машиной первого полугодия стал малоизвестный в России пикап Ford F-Series (534,8 тыс. шт.). Впрочем, Ford F по-прежнему остается самой популярной и легендарной машиной в Соединенных Штатах. На втором месте идет привычная нам Toyota Corolla с показателем 478,1 тыс., а замыкает «призовую тройку» также популярный в России Volkswagen Golf, которых по миру разошлось 431,8 тыс. шт.

Внимание на развивающиеся страны

Помимо Индии отличные результаты показала Бразилия, где за первое полугодие авторынок вырос на 14%, достигнув 1127 тыс. машин и обогнав по объему Канаду, где было продано всего лишь 1042 тыс. машин. Догоняет Канаду и Россия с показателем 849 тыс. авто за первое полугодие и темпами роста в 18%.

Не исключено, что темпы прироста автопарка развивающихся стран во втором полугодии немного сократятся из-за серьезных проблем в экономике ряда государств. Однако нет сомнений, что крупнейшие мировые автоконцерны будут все больше и больше ориентироваться на страны «второго эшелона».

И здесь многим из них придется менять не только маркетинговую, но и, возможно, производственную политику. Дело в том, что в России, Индии и той же Бразилии наибольшим спросом пользуются дешевые машины, в силу того, что уровень жизни не сопоставим с показателями Европы и США, население которых предпочитает относительно дорогие машины, причем с широким набором опций.

В этой связи интересны дальнейшие действия производителей автомобилей высшего класса, таких как Mercedes, BMW или Land Rover, в линейке которых нет «народных» автомобилей. Будут ли они бороться за массового потребителя, делая более дешевые машины с минимальным набором опций, или все-таки продолжат ориентацию на богатых клиентов, которых и в развивающихся странах немало.

Возможно, что расширять свои мощности крупнейшие мировые автогиганты будут за счет создания полноценных производств в наиболее перспективных с точки зрения роста продаж странах. Это позволит не только обойти таможенные барьеры, но и существенно снизить конечную стоимость машин за счет использования более дешевой рабочей силы, электроэнергии и местных комплектующих.

Таким путем пошел концерн Daimler, уже приступивший к строительству в подмосковном индустриальном парке Есипово практически полноценного завода, на котором будут собираться седаны Mercedes E-класса, среднеразмерные кроссоверы GLC, а также полноразмерные внедорожники GLE и GLS следующих поколений. Таким образом, в России пустила первые корни самая дорогая в мире торговая марка: по последнему рейтингу независимой консалтинговой компании по оценке бизнеса Brand Finance, именно Mercedes Benz является самым дорогим автомобильным брендом в мире с показателем $46,9 млрд. За минувший год стоимость бренда выросла на 24%, а среди крупнейших мировых брендов Mercedes находится на 15-й позиции.

Следующими за Mercedes в глобальном рейтинге брендов идут самый дорогой автобренд прошлого года Toyota с показателем $43,701 млрд и BMW, «пропеллер» которой оценен в $41,7 млрд. Замыкает десятку самых дорогих автомобильных брендов Chevrolet.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться