Американцы проиграли конкуренцию на авторынке в России

Американцы проиграли конкуренцию на авторынке в России

Одним из главных событий российского авторынка в этом году стал уход Ford из России. Если в разгар посткрымского кризиса отказ от присутствия на российском рынке General Motors с наиболее популярными моделями марок Opel и Chevrolet можно было объяснить политикой, то Ford покидает нашу страну чисто по экономическим причинам.
Рынок / 20 Апр 2019, 22:00
Американцы проиграли конкуренцию на авторынке в России

Но свято место пусто не бывает: через несколько дней заявления Ford, в Подмосковье с участием президента РФ был открыт завод Mercedes. А в середине мая можно ждать начала продаж российских Haval.

Печальный юбилей

Ford был старейшим партнером России среди ныне существующих автомобильных компаний. Впервые американский автогигант пришел к нам 110 лет назад, в 1909 году, с продажами автомобилей марки «Т». И именно Ford стал первой крупной западной компанией, начавшей в 1918 году переговоры с советским правительством, которые окончились началом поставок автомобилей и тракторов в 1922 году. Через 10 лет с непосредственным участием специалистов компании Генри Форда в Нижнем Новгороде был построен первый крупный советский автозавод ГАЗ.

В истории современной России опять-таки Ford первым построил полноценный автозавод во Всеволожске Ленинградской области в 2002 году, когда несколько моделей иномарок собиралось у нас по «отверточной технологии». Тогда же он заявил о намерении собирать под Санкт-Петербургом порядка 25 тыс. машин в год, и это были очень амбициозные планы с учетом низкой покупательной способности россиян.

Однако скептики были попраны – Ford быстро вышел на необходимый для рентабельности уровень продаж и постоянно увеличивал мощности своего завода. В начале нынешнего десятилетия компания продавала на российском рынке более 100 тыс. машин в год, занимая первое место среди иномарок. Львиная доля продаж приходилась на модель Ford Focus II, которая действительно получилась очень удачной. Машину с удовольствием покупали как органы государственной власти, в том числе и для службы в тогда еще милиции, так и таксопарки. Именно работа в такси является основным критерием оптимального соотношения «цена-качество».

«Точкой разворота» для Ford в России стал 2011 год, когда на конвейер встала модель Ford Focus III, а руководство компании решило еще больше расширить мощности, создав новые производства в Набережных Челнах и Елабуге. Focus III, несмотря на внешний лоск и возросшую цену, стал откровенно провальной моделью, не могущей похвастаться ни надежностью, ни соответствующей ей ценой. К тому же именно с начала нынешнего десятилетия начался прорыв корейских марок, которые по надежности почти вышли на мировые стандарты при невысокой цене.

В результате таксопарки в массовом порядке начали переходить на KIA, Hyundai и чешскую Škoda. Государственные структуры также выбирали более дешевые машины. Проиграл конкуренцию Toyota Camry и Ford Mondeo. Не смог утвердиться американский автогигант со своим Ford Kuga и в постоянно растущем сегменте кроссоверов.

В результате, с 2012 г продажи Ford в России стали стремительно падать. В прошлом году они снизились примерно до уровня Mercedes – марки более высокого качественного и ценового сегмента, а загрузка российских мощностей Ford, по оценкам, составила менее 20%.

Ford тормозит

Сейчас Ford приступил к активной распродаже оставшихся моделей с большими скидками и ищет покупателя на свои автосборочные предприятия. По неофициальной информации, интерес к ним уже проявили китайская GAC Motor, а также корейская Hyundai Motor, уже собирающая в Санкт-Петербурге модели Creta и Solaris, а в Калининграде – Genesis, Sonata, Tucson, Elantra, Santa Fe. Впрочем, совместное предприятие Ford и «Соллерса» в Елабуге продолжит выпускать легкие коммерческие грузовики и микроавтобусы, по-прежнему пользующиеся спросом.

При этом дела у Ford и в остальном мире идут неважно. Об этом свидетельствует в том числе и капитализация компании, снизившаяся с осени 2014 года на 47%, и это при растущем американском рынке акций, который за тот же период прибавил 48%.

Между тем Ford умудряется платить высокие дивиденды: в прошлом году компания выплатила своим акционерам по $0,15 на акцию каждый квартал, то есть дивидендная доходность акций составила огромную для американского рынка величину в 7%. Прибыль компании снижается, но пока позволяет это: в прошлом году Ford заработал $22,8 млрд против $24,4 млрд в 2017 году и $30,1 млрд в 2016 году.

И прощание Ford с российским рынком является лишь частью программы американского автоконцерна по оптимизации расходов, которая, по оценкам Morgan Stanley, может привести к закрытию до 20 заводов и увольнению до 50 тыс. сотрудников по всему миру. В том числе программа затронет германские, китайские и британские мощности компании. Но если компания сможет выполнить программу снижения издержек, это может благоприятно отразиться на росте ее капитализации.

Обрусевший Mercedes

Динамика финансовых показатели Daimler AG выглядит лучше, чем у Ford: в прошлом году германский концерн получил валовую прибыль в размере 34,4 млрд евро против 32,1 млрд евро в позапрошлом и 31,5 млрд евро в 2015 году. И в начале апреля германский концерн Daimler AG, последний из «большой немецкой тройки», открыл автозавод полного цикла (включая сварку и окраску) в России в индустриальной зоне Есипово в Подмосковье. На первом этапе будут выпускаться седаны Mercedes E-класса и кроссоверы GLE, GLS и GLC.

Пока мощности позволяют выпускать 25 тыс. машин в год, но есть возможность увеличить их еще на 10 тыс. автомобилей в год. Объем продаж Mercedes в России в последние годы держится на уровне чуть более 40 тыс. машин в год. Поэтому вполне логично ожидать, что наращивание мощностей российского Mercedes не будет отложено надолго, поскольку компании выгоднее заместить импортные машины российскими.

Однако не следует ждать, что Mercedes российской сборки в ближайшее время сильно снизится в цене. Себестоимость производства машин в России не настолько ниже, чем в Германии, а концерну еще надо окупать затраты на создание завода в Есипово. Снижение цен на 5–10% будет лишь за счет компенсации государством утилизационного сбора. Но продажи Mercedes в России могут возрасти, в том числе за счет чиновников, которые вновь смогут без страха осуждения «сверху» пересесть на свои любимые машины, ставшие теперь российскими.

Haval на подходе

В середине мая можно ждать еще одну новинку: в Тульской области заработает построенный китайским автопроизводителем Haval автозавод полного цикла. Китайцы подошли к строительству предприятия с присущим им размахом: инвестиции составили около $500 млн а мощность производства запланирована в 150 тыс. машин в год с возможностью ее удвоения.

Планируется и увеличение локализации производства, которая на первоначальном этапе составит порядка 30%. Но в текущем году планируется выпустить всего 10 тыс. машин – это будут кроссовер F7 и тяжелый, почти 3-тонный, рамный внедорожник H9. Цена первой модели, по предварительным данным будет превышать 1 млн руб., а второго зашкалит за 2 млн руб.

Пока сложно сказать, насколько проект будет успешен и новые «русские китайцы» смогут конкурировать с более качественными и проверенными корейскими моделями. Однако судя по масштабам автозавода, китайцы в успехе не сомневаются.

Мировой рынок стагнирует

Несмотря на финансовые проблемы, Ford остается третьим крупнейшим мировым производителем автомобилей. В прошлом году автоконцерн выпустил 5,4 млн машин, снизив объем производства на 11% по сравнению с 2017 годом.

Продажи Mercedes в ушедшем году практически не изменились, но это позволило ему переместиться в рейтинге на одну позицию вверх и занять 10-ю строчку с показателем 2,3 млн авто.

На 20 позиций от германского бренда отстает Haval, у которого спад производства в прошлом году был даже больше, чем у Ford, составив 12,5%. По сравнению с 2017 годом, автокомпания переместилась в списке крупнейших мировых автопроизводителей на две строчки вниз.

Всего же в прошлом году во всем мире было продано 92345 тыс. автомобилей против 92625 тыс. годом ранее. Первое место по объему продаж сохранила за собой Toyota (8345 тыс машин), а второе – Volkswagen (6682 тыс).

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться