Крупные сети автосервисов поглощают независимых игроков-«одиночек»

Крупные сети автосервисов поглощают независимых игроков-«одиночек»

Как известно, на реализации новых машин автобизнес зарабатывает меньше, чем на их обслуживании и последующем ремонте. Тогда как рост продаж машин в кризисном 2015 году фактически прекратился, автосервис уверенно прибавил в своем объеме 11 млрд рублей. При сохранении такой динамики в текущем году рынок этих услуг приблизится к 300 млрд. Так что автосервис во все времена остается востребованным, прибыльным, а потому привлекательным для бизнеса.
Рынок / Елена Пылаева 13 Июл 2019, 22:00
Крупные сети автосервисов поглощают независимых игроков-«одиночек»

Рынок в разрезе

На отечественном рынке автосервиса и ремонта действуют разные игроки: официальные дилеры, сетевые станции технического обслуживания (СТО), независимые сервисы (их тоже относят к СТО), а также из разряда «знакомый механик». Последних трудно подсчитать, так как обычно они работают в гаражной «тени». Ну а в целом по России насчитывается более 64 тыс. точек продаж и обслуживания автомобилей, из них более 3 тыс. приходится на официальных дилеров, популярность которых в последние годы падает. Так, если еще в 2017 году объем продаж в их центрах составил порядка 49 млрд рублей, то в текущем году он ожидается на уровне 43 млрд. И в будущем, скорее всего, продолжит свое падение.

В числе причин происходящего эксперты называют замедление темпов продаж новых машин, а, как известно, для дилерского центра регулярное ТО является делом очень прибыльным. Отпугивают клиентов и высокие цены на услуги, ведь многие все еще окончательно не вышли из кризиса и вынуждены экономить. Плюс ко всему некоторые «официалы», привыкшие к «тучным» временам, оторвались от новой реальности и попросту не успели приспособить к ней свои бизнес-модели.

В какой же сегмент рынка уходят их бывшие клиенты? Конечно же, в СТО, которые располагают аналогичным набором услуг и, что важно, по разумному соотношению цены и качества. Однако и в этом секторе рынка ситуацию не назовешь спокойной, здесь развернулась острая конкурентная борьба между сетевыми СТО (как федеральными, так и региональными) и независимыми сервисами, главным образом единичными. Эксперты предрекают победу первым, ну а вторые будут ими поглощены или же уйдут с легального рынка все в те же гаражи.

И все-таки и у «одиночек» еще есть шанс остаться на рынке. Главное, ориентировать свою работу на клиента, а именно заслужить его доверие качественным обслуживанием и тем самым закрепить его за собой. Совмещение сервиса с паркингом, мойкой, шиномонтажом, кафе и детской зоной, безусловно, повысит его лояльность. Кстати, до сих пор автовладельцы при посещении автосервиса боятся, что их введут в заблуждение и навяжут дополнительные работы или же оригинальные детали машины заменят на «бэушные».

Что касается потребительского потока, то он на ближайшие годы нашему сервису обеспечен. Дело в том, что соотношение новых и подержанных авто постепенно меняется в пользу вторых. Если в 2013 году оно составляло 1 к 2,2, то в 22017-м уже 1 к 3,6. А по информации аналитического агентства «АВТОСТАТ», из всего парка легковых машин в России, который приближается к 45 млн более трети старше 15 лет.

Кем быть?

При грамотной организации своего вхождения в авторемонтный бизнес предприниматель в короткий срок может выйти на высокую прибыль, так как этот рынок перспективен и обладает большим потенциалом. Вместе с тем при ошибочном подходе к делу можно очень быстро и обанкротиться. Чтобы избежать просчетов, необходимо, прежде всего, четко определиться с моделью ведения своего бизнеса, иными словами, кем на автосервисном рынке быть?

Рассмотрим для примера сегмент независимых СТО. Здесь возможны два варианта: примкнуть к крупным сервисным сетям или же развивать свое собственное направление. Безусловным преимуществом «сетевиков» является их узнаваемость, предсказуемость, а также наличие единых стандартов обслуживания. Соответственно, и у клиентов создается впечатление об их большей надежности по сравнению с «индивидуалами». Ну а предпринимателю принадлежность к сетевому сервису дает готовые бизнес-решения, доступ к новым технологиям и технической информации, уже сформированную клиентскую базу. Есть также возможность быстрого и успешного старта.

Если у предпринимателя нет надлежащего опыта, недвижимость находится в аренде, а в его СТО отсутствует какая-либо индивидуальная концепция, то ему лучше примкнуть к «сетевикам». Однако нужно быть готовым к ежемесячным выплатам в пользу управляющей компании и работе строго по ее правилам игры. О собственном имени тут придется забыть.

Другое дело, когда у предпринимателя есть многолетний опыт работы в автосервисе, недвижимость находится в собственности, сформирована своя клиентура, есть имя на рынке, тогда есть смысл развивать и совершенствовать свое направление, не примыкая к крупным сетям.

Надо сказать, что у одних и других есть своя доля риска. В первом случае сетевая компания может оказаться слабой, и вложенные деньги попросту сгорят. А во втором – избравшие «свободное плавание», рискуют быть поглощенными каким-нибудь крупным «сетевиком». Что, собственно, и происходит на автосервисном рынке не первый год. И, по прогнозам экспертов, данный тренд в перспективе сохранится, и доля крупных сетей будет только расти.

Заметим, что сейчас всем сегментам автосервисного рынка приходится действовать в условиях жесткой конкуренции, когда каждый из игроков изобретает разные способы, как удержать старых клиентов и привлечь новых. Плюс ко всему надо быть готовым к усилению регулирования и контроля со стороны государства.

Технологии будущего

И еще с одной немаловажной проблемой уже сейчас сталкивается автосервисная отрасль – нехватка квалифицированных кадров, которая в перспективе будет только нарастать. IT и интернет-технологии уже достаточно глубоко проникли в автомобиль, что требует от работника автосервиса соответствующего уровня знаний и навыков. К сожалению, большинство профильных учебных заведений сильно отстало от нашего времени и не может справиться с этой задачей. В сложившейся обстановке руководству компании приходится заниматься самой еще и образовательным процессом, а именно: приглашать практикующих тренеров, налаживать прямые связи с производителями, совершенствовать материальную базу для учебы и др.

Важно также регулярно отслеживать изменения, происходящие на рынке кадров в области автосервиса, а также анализировать собственные ошибки при наборе персонала. Как, скажем, без четко отработанных навыков наладить телематику в машине? Ведь это целый набор бортовых коммуникационных средств, которые связаны между собой единым интерфейсом. Телематика фактически связывает сервис с автовладельцем и на основе анализа его стиля вождения удаленно предупреждает о том, какие детали скоро выйдут из строя и когда их нужно заменить, приехав на СТО.

Таким образом, на рынке автосервиса и авторемонта усиливается конкуренция. Доля официальных дилеров сокращается в пользу СТО, причем сильно усиливаются позиции именно сетевых игроков. Несколько особняком держатся «нишевые» сервисы узкой направленности: тюнинг, очень дорогие авто или ретро и другие. Их доля незначительна, и коллизии на рынке их мало интересуют.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться